В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Замечательным материалом для организации игры в "Антонимы" служат загадки, пословицы, поговорки:
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна
Да и в школе я нужна,
Называюсь … (тишина).
Ученье свет, а неученье - … (тьма)
Знай больше, а говори - … (меньше)
Не бойся врага умного, а бойся друга … (глупого).
Задания и правила постепенно усложняются. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство.
Например:
Карандаш (оставляет след) – резинка;
Ножницы (разъединяют) – клей;
Стена (не пропускает свет) - окно;
Гулливер (большой) - Мальчик-с-пальчик;
Вода (мочит) – ветер (сушит);
Буратино (веселый) – Пьеро (грустный);
Баба-Яга (злая) – Василиса (добрая);
Шумная толпа – тихая музыка;
Мягкая вата – твердый кирпич.
Интересным будет предложить детям не только подобрать антоним, он и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам как мама, сын, собака, гром, праздник, дождь, ветер, страх, радуга…
Например:
Дождь наоборот
Может быть, это струи воды, бьющие снизу, из-под земли?
От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом?
А как укрыться от дождя наоборот?
А может, это твердый дождь?
Вариант 2. "Антонимы – синонимы"
Отличие от первого варианта состоит в том, что к названному слову одновременно подбирают и антоним, и синоним.
Например:
Исходное слово "беда".
Радость (это антоним к слову "беда")
Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним исходному)
Счастье (антоним предыдущему слову и синоним для слова "радость")
Печаль (антоним предыдущего, синоним первого и третьего слова)
Удача (антоним предыдущего и синоним второго и четвертого слова) и т.д.
(Не забывайте, что первое слово – "беда")
Вариант 3. "Небоскреб".
Здесь для анализа используется какой-либо многоэлементный объект - лес, детский сад, семья, магазин, а цепь рассуждений детей развертывается вширь и вглубь, как этажи небоскреба, дополняя друг друга и составляя единое целое – монолит. Вычисление и дифференциация составляющих исходного объекта, освоение и усвоение закономерностей связей и зависимостей (физических, социальных) способствует формированию у ребят основ естественно-научного мышления.
Дети, обозначив как можно больше составляющих исходного объекта, придумывают объект, противоположный ему.
Например:
В качестве основы рассматривается лес, который состоит из растений, животных, птиц, насекомых, которым, в свою очередь, соответствует определенный образ жизни (способ питания, передвижения) и предназначение (роль, функция). Тогда "лес наоборот" может выглядеть следующим образом: деревья могут расти вверх корнями, листвой питаться травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы; или: низкие деревья прячутся в высокой траве, птицы переползают с травинки на травинку и ловят пролетающих мимо гусениц.
"Совершенно непонятно"
Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно, так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Почему трава растет
Сверху вниз,
А не обратно,
Так, а не наоборот.
Совершенно непонятно,
Что такое свет и тень.
Оптимизация двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста на физкультурном занятии
С целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-практическая работа, которая включала в себя серию физкультурных занятий различного типа, на которы ...
Особенности преподавания литературы в 5 классе
Рассмотрим особенности процесса преподавания литературы в 5 классе, с точки зрения целесообразности использования в нем элементов технология РКМ. Как отмечают методисты, основная особенность процесса ...