Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов

Педагогика и воспитание » Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе » Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов

Страница 2

На этом же уроке изучается правило:

Среди слов, которые обозначают признаки предметов, есть противоположные по смыслу:

Летом день длинный, а ночь короткая.

Несмотря на это преимущество, в учебнике Т.Г.Рамзаевой также малое количество упражнений для работы с антонимами: 2 класс – 3 упражнения, 3 класс – 15 упражнений, 4 класс – 5 упражнений. Учебник Т.Г.Рамзаевой выигрывает тем, что значительно варьируются задания к упражнениям, т.е. реже встречаются упражнения, направленные на подбор антонимов к словам. В основном, учебник содержит упражнения по работе с антонимами, входящие в состав словосочетаний и предложений, например: Каркасный дом с террасой каркасныи дом с террасои цены на проекты каркасных.

3 класс (1-4), упр.106, стр.43

Задание: Подбери к выделенным словам противоположные по смыслу слова. Запиши словосочетания.

Пасмурный день - … день, холодный ветер - … ветер, простая задача - … задача, легкая сумка - … сумка, идти медленно – идти … .

Составь предложение с одним из словосочетаний.

3 класс (1-4), упр. 481, стр.180.

Задание: Подбери прилагательные, противоположные по смыслу.

Напиши.

Ранняя весна - … весна, высокое дерево - … дерево, веселая песня - … песня, глубокий пруд - … пруд, солнечный день - … день.

Часто встречаются упражнения, в которых нужно сравнить предметы по какому-либо признаку.

Например:

3 класс (1-4), упр.478, стр.180.

Задание: Сравни перец и мед по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету, камень и пушинку по весу, орла и воробья по величине, зайца и тигра по смелости.

Упр.477 на с.179 направлено на сравнение двух текстов.

Задание: Сравни два текста.

Перед дождем.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над рекой. Слышатся сильные раскаты грома.

После дождя.

Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над рекой. Доносятся слабые раскаты грома.

Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью каких слов это передается? Выпиши имена прилагательные, противоположные по смыслу, вместе с именами существительными.

В теме "Глагол" можно встретить упражнения на подбор сразу двух антонимов, например:

3 класс (1-4), упр.607, стр.229.

Задание: Сравни по смыслу глаголы каждой строчки.

Радоваться, ликовать, торжествовать.

Радоваться, печалиться, грустить.

Какие из глаголов близки по смыслу, какие – противоположны?

В этой теме удачно включены упражнения, противоположность слов которых зависит от приставки.

Например:

3 класс (1-4), упр.635, стр.241.

Задание: Сравни глаголы по смыслу и по составу.

Открыть – закрыть, налить – вылить, приехать – уехать, входить – выходить, приклеить – отклеить, зацвести – отцвести.

Какая часть слова делает глаголы противоположными по смыслу? Спиши глаголы, выдели приставки.

Противоположные значения слов раскрываются с помощью пословиц.

Например:

3 класс (1-4), упр.556, стр.208.

Задание: Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши пословицы. Подчеркни глаголы, противоположные по смыслу.

Умей не только брать, но и отдавать.

Хорошие люди умирают, а дела их живут.

Легче друга потерять, чем найти.

Таким образом, проанализировав учебники русского языка по традиционной программе М.Л.Закожурниковой (1-3) и Т.Г.Рамзаевой (1-4), мы еще раз удостоверились в том, что изучению слов с противоположными значениями уделяется мало внимания. Этот пробел учитель может восполнить, если будет регулярно включать упражнения, направленные на работу с антонимами, а также обращать внимание детей на противоположности явлений, предметов, людей, окружающих их в повседневной жизни.

В течение двух лет я проходила педагогическую практику в средней школе №36 г. Пензы у учителя Турутовой Валентины Андреевны. Основное внимание в этот период было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи, как уже говорилось в психолого-педагогической части дипломной работы, теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии уже в старшем дошкольном возрасте самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог и отвечать на вопросы, а также самостоятельно их задавать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Нюансы образования:

Некоторые особенности словаря младших школьников
Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы мо ...

Активные и практические методы обучения
В процессе учебной деятельности школьника большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru