Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов

Педагогика и воспитание » Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе » Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов

Страница 4

Для этого мы разработали урок в занимательной форме Урок проводился 30 сентября 2002 года, на уроке присутствовало 28 учеников. Одному ученику – Богдановичу Михаилу – заранее поручена роль дежурного, а другому – Киселеву Сергею – роль ученика.

Урок в занимательной форме (2 класс)

Тема урока: Введение понятия "антоним".

Цели урока: 1. познакомить детей со словами, противоположными по значению, - антонимами.

2. учить подбирать слова с противоположным значением, находить их в речи.

Ход урока.

Учительница: - Здравствуйте, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине.

Ученик: - Я дежурный. На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют. Отсутствующих нет, есть только присутствующие.

Учительница: - Ребята, ответ дежурного получился многословными смешным, потому что он не сумел правильно употребить в речи слова противоположного значения:

отсутствовать – присутствовать

отсутствующие – присутствующие

Ведь это же ясно, что если никто не отсутствует, то все присутствуют! Именно о таких словах мы сегодня будем говорить. Тема нашего урока "Слова с противоположным значением, или антонимы".

Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, антонимы могут характеризовать состояние (молодость – старость, труд – лень, здоровый – больной), деятельность (работать – отдыхать), явления природы (жара – холод, восход – закат), пространство время (близко – далеко, правый – левый, зимой – летом).

Не все слова русского языка имеют пару противоположного значения. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова. Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность (светлый – темный, короткий – длинный). Само слово "антоним", наверно, напоминает вам другие термины, с которыми мы уже знакомы. Кто скажет об этом?

Ученик: - Слово "антоним" похоже на слова "омоним", "синоним". У них одинакова вторая часть.

Учительница: - Вторая часть у этих терминов -онима- по-гречески означает "имя". А если к этому добавить "анти", то и получится "антоним".

Интересные слова в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова?

Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова?

А есть слова с противоположным значением. Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.

Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червякам я враг,

А деревьям друг.

2. Как столкнулся -

Стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь прибьет.

Слова с противоположным значением (враг – друг, толстый – тонкий) называются антонимами.

Подберите антонимы к следующим словам: горе, конец, свет, жара, утро, узкий, добрый, радоваться, приходить.

Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.

А теперь выпишите из рассказа Л.Толстого "Лебеди" 2 предложения, в которых есть антонимы.

Вот видите, как антонимы помогают нам представить эту картину: теплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути.

Послушайте рассказ и попытайтесь его закончить.

"Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно плелся я домой после уроков. Мам всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я хуже других? Стал я внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…"

Чтобы продолжить этот рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. (ученики зачитывают свои рассказы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нюансы образования:

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: Первое. ...

Организация специальных игровых заданий для младших школьников, в процессе работы начальной школы
Развивающая работа проводилась нами в 3 «А» классе СОШ № 5 с. Углезаводска. Для развития поисковой активности у учеников были использованы специальные игры и игровые задания, разработанные А.И. Савен ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru