В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Общество – это мир людей, человек живет в этом мире. В нем он рождается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий, как социализация, социальные статусы и роли, ненормативное поведение и т.д.
В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обществление» земли, средств производства.
Американский социолог Н.Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я.Щеранский понимает под социализацией «влияние среды в целом, которое призывает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».
Л.В.Мардахаев в словаре по социальной педагогике утверждает, что социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Наиболее значимой для нашего исследования является первичная социализация. В этом же словаре она определяется Л.В.Мардахаевым как знакомство с ценностями общества и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье. Первичная социализация ассоциируется у него с усвоением базовых личностных походов и социальных навыков, составляющих основу цивилизованной жизни.
С позиции отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение действия совокупности условий (в которых живет и развивается человек, прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.
Сферы деятельности человека соответствуют ведущим направлениям социализации: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, проявлять и переживать различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовать свой быт; каких морально-эстетических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С.Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С.Кона «объем понятия» «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда, как социализация включает ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества.
Так как процесс социализации рассматривается учеными различных областей знания, в частности подробно психологами, педагогами, социологами, мы также подробно попытаемся рассмотреть процесс социализации ребенка в контексте психолого-педагогической проблемы.
Дж.Мид рассматривает социализацию через принятие социального опыта детьми. У.Бронфенбреннер рассматривает социализацию в виде системы концентрических структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем.
Микросистема – структура деятельности, ролей и межличностных отношений развивающейся личности в данном конкретном окружении, которому присущи характерные физические и материальные свойства.
Мезосистема – это структура взаимодействия двух и более сред, в которых развивающаяся личность активно участвует (отношения между семьей, школой, группой сверстников).
Экзосистема – содержит одну или несколько сред, непосредственно не включающих развивающуюся личность в качестве активного участника, но где происходят события, влияющие на то, что происходит в среде ближайшего окружения ребенка (это может быть место работы родителей или круг семейных друзей).
Макросистема – это постоянство формы и содержания систем, которые существуют или могут существовать на уровне культуры как целого вместе с системой идеологий или верований.
Социализация, по мнению А.В.Мудрика, происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направленном обществом и государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целенаправленного и социально-контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Психодиагностическое изучение учеников
Оптимальное развитие личности каждого школьника нуждается в стратегическом целеустремленном подходе, как в педагогической, так и психодиагностической деятельности учителя, направленной на изучение ин ...
Психолингвистические основы развития связной речи
младших школьников
В психолингвистике конца XIX - начала XX вв. язык рассматривался в первую очередь как застывшая система, взятая в абстракции от реальной речевой деятельности. К настоящему времени между психологией и ...