В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Э.Дюркгейм, один из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными, моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Как нами уже отмечалось, социализация человека проходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.
В словарях фактор определяется как одно из необходимых условий того или иного процесса. В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А.В.Мудрик. Он подробно рассматривает в каких условиях происходит этот процесс. А.В.Мудрик предлагает факторы объединить в 4 группы. Первая – мегафакторы (космос, планета, мир). Вторая – макрофакторы (страна, этнос, общество, государство). Третья – мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидении), по принадлежности к тем или иным субкультурам. Четвертая – микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.
Мудрик А.В. утверждает, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним он относит: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизни – деятельности, общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
В связи с тем, что социализация человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процессе социализации, Василькова Ю.В. и Василькова Т.А. выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации:
традиционный – через семью и ближайшее окружение;
институциональный – через институты общества;
стилизованный – через субкультуру;
межличностный – через значимых лиц;
рефлексивный – через индивидуальное переживание и осознание.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения, хотя они не всегда полностью соответствуют общественно одобряемым. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональная социализация осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как социально-созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями. Процесс взаимодействия человека с различными институтами социализации происходит на базе нарастающего понятия или соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура легко влияет, ибо проявляется в ряде норм поведения и взаимоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию человека.
Эффективность навыка кистевой росписи в творческом самовыражении учащихся 3
класса
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Декоративно-прикладное творчество один из видов из ...
Девиантное поведение и его формы
Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти названия говорят об од ...