В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Межличностный механизм социализации действует в процессе общения человека с субъективно-значимыми для него лицами. Таковыми могут быть родители, любимый учитель, друг-сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет идентификация с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной или профессиональной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Влияние всех названных механизмов опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества, семьи, группы сверстников, значимым лицам.
Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными факторами, группами, организациями, агентами, осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере противоречат друг другу. Все это объективно обуславливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению.
Так как социализация представляет собой процесс, начинающийся с первых дней жизни ребенка, он охватывает самый близкий круг родных людей ребенка. Соколова В.Н. утверждает, что родители – первые проводники детей в дебрях бытовых и нравственных требований, учителя детского социального и гражданского опыта. Воспитание, если оно существует на примере жизни родителей, всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали, о нормах поведения или нет. Благополучие семьи определяется не ее доходами и материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением воспитывают у детей трудолюбие, честность, доброту, настойчивость.
Таким образом, семья относится к микрофакторам социализации и является первичным институтом социализации маленького ребенка, оказывающим на него тем самым положительное или отрицательное влияние.
В рамках различных научных и прикладных дисциплин термин «семья» интерпретируется по-разному. С психологической точки зрения, когда мы говорим о семье, нам важен характер сложившихся там взаимоотношений. А также значимые с юридической точки зрения показатели, как официальная регистрация брака, совместное ведение домашнего хозяйства, совместное проживание на одной площади, отходят на второй план.
Социальная педагогика, как пограничная наука между педагогикой и социологией, рассматривает семью несколько иначе. В частности, по мнению Мудрика А.В.: “Семья – ячейка общества и фактор социализации человека, удивительным образом сумевшая, пожалуй, единственной из общественных структур, сохранится до наших дней, хотя и претерпев весьма важные изменения”.
Мнения социальных педагогов сводятся к тому, что семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало – или многодетная).
Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни».
Решающую роль в развитии ребенка на том или ином возрастном этапе играет семья. Мудрик А.В. выделяет следующие социализирующие функции семьи.
Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
Семья влияет на формирование психологического пола ребенка.
Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность.
Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.
В семье формируются фундаментальные ценности ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную.
Формы организации урока
Обучение осуществляется в определенных организационных формах, под которыми подразумевается урок, экскурсия, практические и лабораторные занятия, лекция, семинар, производственная и педагогическая пр ...
Технические средства автоматизированного рабочего места учителя
В современных условиях учитель не может работать с мелом и доской. Сегодня общепринято широкое использование различных технических устройств. Наиболее широко используются аудиовизуальные средства ото ...