В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка.
Прослеживание “чувственной программы” музыкального произведения предполагает умственные операции – сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного “словаря эмоций”, позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребёнок осваивает определённые действия: практические, которые ведут к определённому внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).
Музыкальная деятельность младших школьников, рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов – Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и других.
Музыкальная деятельность младших школьников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая “деятельностный подход” к музыкальному образованию, понимает под ним, прежде всего, наличие различных видов деятельности – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки – нотной грамоты, импровизации как детского творчества и т.д.
Ряд педагогов-исследователей во главе с Л.В. Школяр в качестве видов музыкальной деятельности рассматривают деятельность «композитора», проявляющаяся в музыкальном творчестве детей; исполнителя и слушателя, которые осуществляются в их неразрывном триединстве. Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования самой музыки и, объединенные восприятием музыки, выступают как неизменные. Эти виды деятельности есть не что иное как условия и формы существования музыки вообще.
Все эти виды деятельности имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид музыкальной деятельности, а может предшествовать или сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.
В разных видах музыкальной деятельности соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, самого вида музыкальной деятельности. Восприятие музыки – это творческий процесс. Исполнительство требует сочетания репродуктивных и творческих действий. Творчество основано на освоении определённого арсенала исполнительских умений и навыков, а также опыте комбинирования, переноса, применения их в новых ситуациях.
Для того чтобы выявить специфику видов музыкальной деятельности младших школьников, их сравнивают с аналогичными видами музыкальной деятельности взрослых.
Б.В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей. Исполнитель творчески воспроизводит нотную схему. Слушатель воспринимает произведение в интерпретации исполнителя:
Композитор – Исполнитель – Слушатель
При характеристике видов музыкальной деятельности младших школьников данную схему необходимо читать, начиная с конца:
Восприятие – Исполнение – Творчество
Это объясняется тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности младших школьников является восприятие музыки. Музыкальное восприятие – это активный, творческий процесс. Развитие восприятия музыки у младших школьников является одной из основных задач музыкального воспитания учащихся.
Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке или занятии – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие и собственное творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.
Теоретические основы проектного обучения
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенц ...
Воспитание и обучение в древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протя ...