Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Характеристика видов музыкальной деятельности младших школьников

Страница 1

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка.

Прослеживание “чувственной программы” музыкального произведения предполагает умственные операции – сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного “словаря эмоций”, позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребёнок осваивает определённые действия: практические, которые ведут к определённому внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Музыкальная деятельность младших школьников, рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов – Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и других.

Музыкальная деятельность младших школьников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая “деятельностный подход” к музыкальному образованию, понимает под ним, прежде всего, наличие различных видов деятельности – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки – нотной грамоты, импровизации как детского творчества и т.д.

Ряд педагогов-исследователей во главе с Л.В. Школяр в качестве видов музыкальной деятельности рассматривают деятельность «композитора», проявляющаяся в музыкальном творчестве детей; исполнителя и слушателя, которые осуществляются в их неразрывном триединстве. Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования самой музыки и, объединенные восприятием музыки, выступают как неизменные. Эти виды деятельности есть не что иное как условия и формы существования музыки вообще.

Все эти виды деятельности имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид музыкальной деятельности, а может предшествовать или сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.

В разных видах музыкальной деятельности соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, самого вида музыкальной деятельности. Восприятие музыки – это творческий процесс. Исполнительство требует сочетания репродуктивных и творческих действий. Творчество основано на освоении определённого арсенала исполнительских умений и навыков, а также опыте комбинирования, переноса, применения их в новых ситуациях.

Для того чтобы выявить специфику видов музыкальной деятельности младших школьников, их сравнивают с аналогичными видами музыкальной деятельности взрослых.

Б.В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей. Исполнитель творчески воспроизводит нотную схему. Слушатель воспринимает произведение в интерпретации исполнителя:

Композитор – Исполнитель – Слушатель

При характеристике видов музыкальной деятельности младших школьников данную схему необходимо читать, начиная с конца:

Восприятие – Исполнение – Творчество

Это объясняется тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности младших школьников является восприятие музыки. Музыкальное восприятие – это активный, творческий процесс. Развитие восприятия музыки у младших школьников является одной из основных задач музыкального воспитания учащихся.

Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке или занятии – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие и собственное творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении
Социально - педагогическая служба школы - открытой воспитательной системы - ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важ ...

Технология использования презентаций для обучения говорению
Процесс подготовки и представления презентации улучшает качество изучения языка. Это целенаправленная деятельность, в которой осуществляется поиск информации, ее осмысление, интерпретация и создание ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru