В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Глубокие цивилизационные изменения современного мира, произошедшие за последние 40-50 лет (ориентировочно с 1960-х годов), поставили общество и школу перед необходимостью переосмысления комплекса вопросов, связанных с образованием, и, как следствие, сущности процесса обучения. Вхождение в постиндустриальное общество, которое воплощается, в первую очередь, «…в утрате промышленностью, организованной на основе стандартизации и массового производства, своей центральной роли…», в равной степени как повысило ценность образования, так и изменило его функцию.
Образование не устраивает сегодня его потребителей. Образовательная система оказалась инерционной в новых условиях, которые можно охарактеризовать увеличившимся объемом знаний, необходимых для жизнедеятельности каждого человека и общества в целом, и увеличившимся темпом обновления значительной части этих знаний. И в этом смысле система образования не всегда успевает адекватно реагировать на стремительные изменения в обществе и экономике. Жизненно необходимая часть новых знаний либо не преподается, либо преподается старыми методами, что ставит под вопрос достижение образовательных целей. Особое значение в новых условиях приобретает и переосмысление образовательных целей.
В условиях изменения современного мира особенно актуальными становятся вопросы, касающиеся образовательных результатов как отражения целей образования: «Что есть образовательный результат?», «Как определять образовательные результаты?», «Как количественно выразить итог определения образовательных результатов (как оценить образовательный процесс)?». Растет понимание значимости мониторинга образовательных результатов и эффектов.
Эксперты отмечают, что в развитых странах сбор и анализ информации об эффективности функционирования системы образования являются важнейшими задачами органов управления образованием, поскольку это определенный инструмент в управлении продуктивными изменениями. Управление российским образованием отличается от принятой в развитых странах практики – оно не ориентировано на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов. Эту ситуацию в школьном обучении высвечивают, например, результаты исследования Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (РISА), которые показали, что одновременно с наличием уверенных математических и естественнонаучных знаний сегодня российским учащимся не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях.
В российской системе образования в настоящее время ведется поиск средств систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов на местном, региональном и федеральном уровнях, поскольку ни ЕГЭ, ни научные соревнования не являются адекватными средствами мониторинга и оценки качества образования, соответствующими ситуации современного общества.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разработки методов и критериев оценки качества образовательных результатов и эффектов на примере модульных образовательных программ в системе дополнительного образования.
Целью исследования является – разработка и практическая апробация методики измерения образовательных результатов на примере образовательной программы «Топ менеджеры будущего».
Гипотеза исследования: предложенная модель образовательных результатов и разработанная методика позволяют зафиксировать определенные образовательные изменения среди участников интенсивных школ.
Для подтверждения и обоснования гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ существующих моделей образовательных результатов и предложить обобщающую модель.
Провести анализ существующих методик измерения образовательных результатов и разработать рабочую версию методики.
Провести измерение образовательных результатов с использованием предложенной методики.
Провести математико-статистический анализ полученных данных и провести верификацию гипотезы.
Сформулировать предложения и рекомендации по использованию методики.
Объектом исследования являются подходы к измерению образовательных результатов в различных образовательных практиках.
Предметом исследования являются образовательные результаты и эффекты, полученные в рамках интенсивной школы «Топ менеджеры будущего».
Методы исследования:
анализ научных текстов;
метод опроса – анкетирование, интервьюирование;
математико-статистический методы анализа.
Практическая значимость работы: предложенная модель образовательных результатов и разработанная методика их измерения может быть использована в мониторинге образовательных результатов в системе дополнительного образования и после соответствующей доработки в системе общего образования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе представлен анализ существующих подходов (концепций) образовательных результатов в различных современных педагогических системах и способов их измерения.
Во второй главе приводятся концептуальные основания, основные идеи и организационный формат образовательной программы «Топ менеджеры будущего», а также описываются подходы к измерению результатов в рамках этой программы.
В третьей главе приведено описание выполненного практического исследования: постановка задач, методы исследования и полученные результаты.
В заключении сформулированы результаты работы и представлена перспектива развития этой темы. В конце дипломной работы приводится список используемой литературы.
Общая характеристика понятия «социальная работа», «социально педагогическая
работа»
Социальная работа как особая отрасль профессиональной деятельности в Украине едва достигла десятилетнего возраста, поэтому представление о ней в научной литературе находится в процессе становления. С ...
Особенности речевого онтогенеза детей младшего дошкольного возраста
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родно ...