В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В данной главе приведено описание проведенного практического исследования: постановка задач, методы исследования и полученные результаты.
Основной целью практического исследования является измерение образовательных результатов и эффектов на участниках интенсивных школ «Топ менеджеры будущего».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
разработать методику для исследования образовательных результатов и эффектов;
провести измерение и анализ образовательных результатов на уровне личностных и ценностных установок;
измерить и провести анализ образовательных результатов на уровне изменения отношения к социально-экономической ситуации в стране;
провести измерение и анализ образовательных результатов на уровне ключевых компетентностей;
провести анализ образовательных результатов на уровне «смыслового сдвига», «открытия нового горизонта», изменения мировоззрения.
Методы исследования
Анкетирование
В ходе практического исследования в общей сложности было проанкетировано 296 респондентов в возрасте 13-17 лет.
Анкетирование проводилось 3 раза, во время трех модулей разной тематической направленности:
Управление и политика (9 – 26 июля 2006 г.);
Социальное проектирование (11 – 15 ноября 2006 г.);
Проектирование и аналитика (19 – 22 февраля 2007 г.).
В первых двух модулях эта процедура была ориентирована на сравнение ответов опрашиваемых в начале школы и в конце школы, в третий раз, в феврале, анкетирование проводилось только на момент окончания модуля.
Структура анкеты
Анкета включает следующие блоки вопросов:
блок, включающий вопросы, определяющие формальные характеристики опрашиваемых: возраст, место проживания, численность семьи, число детей в семье, профиль школы, профиль класса, уровень доходов в семье;
блок, состоящий из вопросов, характеризующих активность опрашиваемого, как школьную, так и внешкольную: успеваемость, самостоятельная работа, увлечения, участие в социальных проектах и краевых образовательных модулях;
блок, включающий вопросы, касающиеся будущих планов респондентов: наличия представлений о личном будущем, отношения к возможности реализации собственных жизненных планов, представлений о составе (количестве детей) будущей семьи;
блок вопросов, определяющих отношение к системе образования: определение основных качеств выпускника, определение вариантов получения будущей профессии;
блок вопросов, определяющих социально-экономические и политические взгляды респондентов: оценка изменения и перспектив социально-экономической и политической ситуации в крае и РФ, отношение к различным стратегиям разворачивания государственной молодежной политики, выбор варианта изменений для улучшения жизни общества.
По структуре ответа вопросы делятся на 3 вида:
предполагающие один вариант ответа;
предполагающие несколько вариантов ответа;
предполагающие оценку варианта ответа (в баллах), выявляющие структуру предпочтений опрашиваемого: предполагают оценку каждого варианта ответа в зависимости от значимости и реализуемости варианта (чем больше значимость, тем больше балл).
Вопросы делятся на следующие типы:
жизненные ориентации:
представление о будущем и оценка жизненных перспектив;
жизненные ценности;
взаимоотношения с родителями и предполагаемое количество детей в будущей семье;
отношение к общественным изменениям;
представление о государственной молодежной политике;
отношение к образованию:
образ выпускника школы;
ориентации на получение будущей профессии;
отношение к политической и социально-экономической ситуации государства и края:
отношение к изменениям политической и социально-экономической ситуации в РФ и крае;
оценка перспектив развития РФ и края.
Принципы формирования выборки
Структуру выборочной совокупности определяло:
существующее распределение опрашиваемых по полу – юноши-девушки;
распределение опрашиваемых по опыту участия в интенсивной школе «Топ менеджеры будущего»:
«новички» – те, кто участвует впервые в интенсивной школе ТМБ;
«1-2 раза в ТМБ» – те, кто участвовал 1 или 2 раза в каких-либо модулях ТМБ;
«3-4 раза в ТМБ» – те, кто участвовал 3 или 4 раза в каких-либо модулях ТМБ. Относительно участников, входящих в группу «3-4 раза в ТМБ» стоит заметить, что от остальных участников они отличаются более осмысленным и целенаправленным участием в данной школе. В третий-четвертый раз приезжают те, кому действительно интересен образовательный процесс и тематическая направленность интенсивных школ ТМБ. Данный фактор может отразиться на распределении ответов данной группы либо устойчивостью во взглядах, либо «другим», отличным от остальных, уровнем ответа;
Переход в «мир» мужчин
Между пятью и восемью годами психологическая сила толкает мальчика к переходу. Приоритеты идентификации смещаются от матери к отцу. Этот выбор сын делает неосознанно. Внутренний импульс мужской прогр ...
Особенности организации урока физической культуры в 5 – 9 классах
Урок физической культуры является основной формой занятий физическими упражнениями, в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного разви ...