В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Основной задачей образовательного модуля «Топ менеджеры будущего» является самоопределение участников в социально-культурном пространстве, задающее уровень «продуктивных претензий» и «возможный масштаб личности». Второй задачей – предъявление/присвоение участниками идеологии проектного отношения к миру, формирование у участников основ проектной, предпринимательской культуры и организационно-управленческого мышления. Кроме того, одной из образовательных задач модуля выступает оформление концептуально-понятийного анализа и теоретико-понятийного моделирования, а также интерпретирование базовых социальных, культурных и экономических ситуаций в логике конструирования «возможных миров».
Для решения выше обозначенных задач в рамках образовательного модуля используются следующие педагогические форматы и технологии:
дискурс-лекции по основным понятиям курса, методам анализа и исследований, технологиям стратегического планирования и социального проектирования;
коллективно-групповая работа над проблемно-креативными заданиями, направленными на оформление основных проблемно-смысловых ядер образовательного курса в области социологии, социального управления, социальной антропологии и экономики («Постройте модель эффективного государства, в котором все люди счастливы»);
имитационно-деятельностные игры, направленные на учебно-деятельностное моделирование взаимодействия социальных и экономических субъектов региональной действительности, возможных управленческих ситуаций и организационно-управленческих решений;
самостоятельная работа по подготовке и реализации различных исследовательских, социальных и управленческих проектов;
дискуссии с участием политиков, ученых, бизнесменов о проблемах и перспективах региона и роли молодежи в процессах регионального развития;
антропологические тренинги, направленные на капитализацию личностных ресурсов; прожектирование собственного профессионально-личностного роста;
написание индивидуальных эссе по темам курса, оформление рефлексивных отчетов.
В основе образовательной программы «Топ менеджеры будущего» лежат идеи мыследеятельностной педагогики, разработанные в Московском методологическом кружке, и в процессе обучения/развития удерживаются три разных содержательных линии происходящего: предметно-содержательной линия, антропотехническая и социально-организационная линия.
В рамках – предметно-содержательной линии, определяется и проектируется тематическое и деятельностное содержание курса: тематический учебный материал и формы организации работы с ним; собственно ситуации и содержание деятельности ученика – анализ учебных материалов, ситуация проблематизации обыденных представлений, ситуация рефлексии, ситуация проектирования и др.
В рамках второй – антропотехнической линии, определяются и оформляются индивидуальные ситуации «развития» ученика, включающие – выстраивание/оформление ситуаций «личностного сдвига» участников; рефлексию, оформление и присвоение нового способа действования; позволяющие систематизировать полученные знания. Здесь же появляются элементы самоопределения.
В рамках третьей – социально-организационной линии, исходным материалом являются ситуации групповой работы участников, вопросы локальной социальной соорганизации для выполнения различных заданий курса – группа, выполняющая проблемно-креативное задание; команда, участвующая в имитационно-деятельностной игре; исследовательская или проектная группа. Организация групповой рефлексии позволяет оформить особенности коммуникации, соорганизации, позиционирования участников группы, которые на следующем этапе могут стать инструментом для инициативной организации самими участниками новые социальных форм поддержки (например, создание школьного клуба проектировщиков и др.).
Предметно-содержательная линия является базовой в отношении других линий, поскольку именно в ней задаются деятельностно-образовательные разрывы, которые становятся предметом рефлексии в рамках антропотехнической линии и социальной переорганизации, которая обеспечивается в рамках социально-организационной линии. С другой стороны, эффекты и результаты рефлексии оформляются в новый способ действия, которые позволяет решать проблемные ситуации в предметно-содержательном слое, то есть служат средствами преодоления разрыва. А новые формы соорганизации обеспечивают новые возможности для коллективного и индивидуального действия.
Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Как уже отмечал ...
Возможности коррекционной
работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, пров ...