В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Как отмечает А.Г.Каспржак, глубокие цивилизационные изменения современного мира, произошедшие за последние 40-50 лет (ориентировочно с 1960-х годов), поставили общество и школу перед необходимостью переосмысления комплекса вопросов, связанных с образованием, и, как следствие, сущности процесса обучения. Вхождение в постиндустриальное общество, которое воплощается, в первую очередь, «…в утрате промышленностью, организованной на основе стандартизации и массового производства, своей центральной роли…», в равной степени как повысило ценность образования, так и изменило его функцию. Образование не устраивает сегодня его потребителей потому, что не разделяет (смешивает) «…опыт во всех его многообразных проявлениях, со знанием…». В постиндустриальном же обществе, «…функция образования состоит в том, чтобы найти общие и отличительные особенности различных схем освоения опыта…», то есть опыт должен стать осмысленным учеником, что достигается, как считал Дж. Дьюи «…через такое слияние старых понятий и новых реалий, которое изменяет и те, и другие».
В последние годы в мировой образовательной практике в качестве одного из центральных понятий выступает понятие компетенции как нового типа образовательного результата, несводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. Причина обусловлена необходимостью усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентаций, привычки и проч.
Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А.Болотовым, Е.Н.Бондаревской, А.Н.Дахиным, Э.М.Днепровым, И.А.Зимней, В.А.Кальней, С.В.Кульневичем, О.Е.Лебедевым, Е.А.Ленской, А.А.Пинским, В.В.Сериковым, А.П.Тряпициной, В.Д.Шадриковым, С.Е.Шишовым, А.В.Хуторским и др.
Реализация компетентностного подхода в образовании осуществляется по четырем направлениям:
ключевые компетентности;
обобщенные предметные умения;
прикладные предметные умения;
жизненные навыки.
И.Д.Фрумин считает, что при всей важности и актуальности всех четырех линий реализации компетентностного подхода сегодня особый интерес представляет первая линия – касающаяся ключевых компетентностей и их становления. Этот особый интерес связан с тем, что, как заметил А.Н.Тубельский, ключевые компетентности в наибольшей степени отвечают идеям общего образования.
А.И.Зимняя, разграничивает ключевые компетентности на три основные группы:
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности:
компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми:
Изучение особенностей организации свободного времени и досуга подростков в
п. Судрома Вельского района Архангельской области
Цель: изучение особенностей организации свободного времени и досуга подростков п. Судрома. Задачи: Подобрать выборку исследования; Разработать диагностический инструментарий; Организовать проведение ...
Организационные основы работы с младшими
дошкольниками по развитию словаря
В детском саду обучение рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляют в основном со старшего дошкольного возраста; возможности же младших дошкольников явно недооценивают. Известно: не в ...