В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Тест на определение творческих способностей
Задача исследования. Количественная оценка творческого воображения и скорости процессов мышления. Предлагаются любые три слова в сочетании, ранее не известном исследуемому.
Пример инструкции испытуемому. «После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача – возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, если бы я написал «дождь», «поле», «земля», можно было бы объединить их в такую фразу: «Дождь в поле хорошо промочил землю».
Возможны и другие фразы. Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я буду говорить: «Черта», ставьте отчетливо заметную косую черту в том месте, в котором вас застанет сигнал. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги». Пустить секундомер, через 5 минут дать команду «Стоп!».
Учет и анализ результатов. Ведется наблюдение за мимикой и поведением исследуемого. Путем опроса надо уточнить, какие фразы писать легко, а когда было трудно что – либо придумать, что именно мешало.
Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная оригинальная комбинация; 4 – правильное, логичное сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов.
Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме пространственных баллов, поделенной на число фраз, написанных за 5 минут.
Тест на изучение оригинальности
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7 – 8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая – нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака на небе и т.д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что – то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собачкой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1 – 4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т.д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Результаты, полученные в ходе применения первой методики «Характеристика ученика» можно представить в виде таблицы.
Таблица 6
Результаты методики «Характеристика ученика» (творческие способности) в экспериментальной группе
№ п/п |
Ф.И. ученика |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
Антонов С. |
+ |
+ |
- |
- | |
Шуман А. |
- |
- |
- |
- | |
Казаков Д. |
+ |
+ |
- |
- | |
Головкин Д. |
- |
- |
+ |
- | |
МалыхинаЛ. |
- |
- |
- |
- | |
Харькина И. |
- |
- |
- |
- | |
Чебуркаева Л. |
+ |
+ |
- |
+ | |
Кириллова А. |
- |
+ |
- |
- | |
Кочнев А. |
- |
- |
+ |
+ | |
Кочнева Е. |
- |
+ |
+ |
+ | |
Лаврентьева Л. |
- |
+ |
+ |
+ | |
Леонтьев Ж. |
+ |
- |
- |
+ | |
Матюхина В. |
+ |
- |
- |
- | |
Портнова А. |
+ |
+ |
- |
- | |
Плотников М. |
+ |
- |
+ |
- | |
Прыгунов Ф. |
+ |
+ |
- |
- | |
Султанова А |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Сулейманова А. |
+ |
- |
- |
- | |
Плотникова Л. |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Фуфалдина К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Институт благородных девиц
Долгое время слово “институтка” вызывало ассоциации лишь с чем-то жеманным, пронафталиненным и нежизнеспособным. А сегодня все чаще в рекламе учебных заведений встречается словосочетание “институт бл ...
Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактиче ...