В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта;
принцип организации тематического пространства;
принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости;
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а именно:
формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей
создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества
ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
Способность эмоционального переживания
Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям)
Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество).
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).
К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада и детей младшего школьного возраста. Для каждого возраста издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающие примерное планирование занятий по рисованию лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы создания выразительного образа.
К наглядно-методическим изданиям относятся:
Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнение их представлений об окружающем мире.
Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д.
Незавершенные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию
Технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы.
Серия альбомов для детского художественного творчества «наш вернисаж»
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера. Программа носит инновационный характер, т.е. относится к разряду нетрадиционных.
При анализе этих программ выявлены различия не только в методах обучения, задачах и целях, но и в роли учителя при реализации рассматриваемых программ. Наглядно это может быть представлено в виде таблицы:
Таблица 4
Сравнительный анализ программ по технологии в начальной школе
Сравниваемые позиции |
Программа «Трудовое обучение. Школа мастеров» Т.М. Геронимус |
Программа «Технология. Ступеньки к мастерству» Е.А.Лутцева |
Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А. |
Главенствующие методы обучения |
Информационно-репродуктивные |
Информационно-репродуктивные |
Творческие развивающие |
Основная роль деятельности учителя |
Сообщений готовых знаний |
Формирование умений и контроль их усвоения |
Организация творческой учебной деятельности |
Стержневой элемент программы |
Обучение знаниям, умениям и навыкам |
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. |
Интеграция разных видов художественной деятельности |
Экологические пространства на участке ДОУ
На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и ку ...
Социология культуры применительно к практике преподавания иностранного
языка
Словарь русского языка определяет социологию как науку об обществе, отношениях в обществе. Социология пытается выявить целостное представление об обществе и рассмотреть явления и феномены социальной ...