В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческих способностей, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить младших школьников.
Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности. Ключевыми проблемами современного образования (в новых контекстах) являются приведение содержания образования в соответствие с требованиями современных цивилизационных изменений и создание условий для развития ребенка как подлинного субъекта образовательной деятельности.
В условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика начальной школы к успешному решению как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого (креативного) потенциала у младших школьников.
Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Анализируются механизмы творческой деятельности (Т.В. Андреева, Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, и др.). Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях П.Р.Атутова, В.И. Андреевой, Г.С. Альтшулера, В.Н.Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В.Колосовой и др.
Решение задачи развития творческих способностей требует, чтобы каждый учебный предмет реализовывал свой потенциал в этом направлении, в том числе и урок «Технология» в начальной школе.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость включения в систему образовательных задач методов продуктивного обучения, благодаря которым интеграция различных знаний будет способствовать формированию особого типа мышления и развитию творческих способностей (Е.А. Александрова, М.А. Балабан, И.Беем, Е.В.Губанова, О.М. Леонтьева, А.М. Хуторской, С.Н.Чистякова, и др.)
Развивающее значение художественно-конструктивной деятельности отмечено в работах в области психологии искусства, трудового обучения и художественного воспитания (А.В. Бакушинский, Б.Н. Неменский, Л.А. Парамонова, В.С. Кузин, И.А.Лыкова и др.).
Итак, актуальность данной темы объясняется следующими положениями:
- во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность;
- во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Трудовое (технологическое) обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки технологии должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Актуальность данной проблемы позволило сформулировать тему дипломной работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования – деятельность учителя и учащихся на уроках технологии в начальной школе.
Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии
Гипотеза – специально организованная деятельность учителя на уроках технологии способствует развитию творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: определить эффективные формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках курса «технология».
Задачи исследования:
изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировать подходы к пониманию сущности понятия «творчество», рассмотреть процесс развития творческих способностей младших школьников;
раскрыть особенности организации и проведения современного урока технологии;
выявить формы, методы и средства развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии;
провести экспериментальное исследование, выявить влияние трудового (технологического) обучения на развитие творческих способностей в начальной школе.
В работе были использованы следующие методы:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по теме исследования;
-эмпирические методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов и результатов деятельности, моделирование ситуаций.
Опытно-экспериментальная база: ГООУ санаторная школа-интернат г. Петровска.
Дипломная работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет, задачи исследования.
В первом разделе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии» представлен теоретический материал по теме исследования, даны определения основным понятиям, подробно рассматриваются особенности формирования и развития творческих способностей младших школьников, особенности организации уроков технологии в начальной школе. Кроме этого, рассмотрены формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках технологии. Отмечено значение выбора данной темы с точки зрения исследователей (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р.Стенрнберг, Л.Термен), они отмечают важность творческой деятельности младших школьников в достижении результатов обучения, видят в ней развитие личности.
Во втором разделе рассмотрены программы по технологии и сделан их анализ, составлена система занятий и игр на развитие творческих способностей, описан опыт их проведения.
В заключении сделаны выводы о том, уроки трудового (технологического) обучения в начальной школе развивают творческие способности учащихся, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. Благодаря им, школьники учатся думать, анализировать, делать выбор. Ознакомившись с проблемой, мы считаем, что разработка и внедрение таких форм требует дальнейшего изучения.
Список используемой литературы включает 62 наименования книг и журналов по теме исследования. В приложении мы приводим конспекты занятий, игры на развитие творческих способностей младших школьников, картотека пословиц, поговорок, стихов, CD диски с фотографиями.
творческий способность школа урок технология
Возрастные особенности развития мышления дошкольников
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тре ...
Анализ возможности современных школьных
программ и учебников биологии 6 класса для формирования экологических знаний
В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения экол ...