В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Экспериментальная работа проводилась во вторых классах ГООУ санаторной школы интерната г.Петровска Саратовской области. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были поставлены и решены следующие задачи:
подобрать диагностический материал;
провести диагностику уровня развития творческих способностей у младших школьников.
Для решения первой задачи была проанализированы исследования, в которых представлены различные методики диагностики творческих способностей, одаренности младших школьников.
Были выбраны следующие методики, как: «Характеристика ученика», «Карта одаренности», тест на «Креативное мышление», «Оригинальность», «Определение творческих способностей», которые рассмотрим ниже.
Методика «Характеристика ученика». Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес, как для школьного психолога, так и для самого учителя. В связи со спецификой нашего исследования, выберем характеристику лишь творческих способностей.
Ученик:
Дата:
Класс:
Учитель:
Школа:
Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов.
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям.
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.
4. С увеличением стремится рассказать другим об открытиях.
Обработка результатов: Для практической работы никакой обработки не нужно. Заполненная учителем характеристика много расскажет о ребенке.
Методика «Карта одаренности». Методика адресована родителям, также ее могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:
первой основой - диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время.
второй - развивающий. Утверждения, по которым вам придется оценить ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
Эта методика не охватывает всех возможных проявлений одаренности. Но она и не претендует на роль единственной.
Тест креативного мышления П.Торренса (обработка Е.Е. Туник)
Цель: выявить особенности креативного мышления учащихся.
Возраст испытуемых: 7 – 11 лет.
Оборудование: бланк, принадлежности для рисования.
Инструкция. Учащиеся дорисовывают фигуры бланка до целого изображения таким образом, чтобы ни у кого подобного не было. Можно использовать цветные карандаши. Каждый рисунок нужно подписать.
Обработка полученных данных. Анализируем данные по пяти показателям, выраженным в баллах:
- беглость (Б);
- гибкость (Г);
- оригинальность (О);
- разработанность (Р);
- название (Н).
Беглость определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком.
Гибкость – это число изменений категорий рисунка, считая от первого рисунка.
Ниже представлены четыре возможные категории:
- живое (Ж) – человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т.д.
- механическое, предметное (М) – лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, посуда и т.д.
- символическое (С) – буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.
- видовое, жанровое (В) – город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т.д.
Оригинальность определяется по местоположению (внутри – снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок:
- вне стимульной фигуры – 1 балл;
- внутри стимульной фигуры – 2 балла;
- внутри и снаружи стимульной фигуры – 3 балла.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для испытуемых. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Общая характеристика системы образования
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой ц ...
Анализ использования традиционных и электронных средств обучения информатики
детей младшего школьного возраста
В данном параграфе произведен анализ традиционных средств обучения: учебники и методические пособия по информатике, рассмотрены примеры обучающих программ по информатике для детей младшего школьного ...