В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В специальных исследованиях, посвященных проблеме наглядности, ученые называют два вида чувственного познания: непосредственное, которое ограничивается лишь возможностями наших органов чувств, и опосредованное, когда между субъектом и объектом находятся некие посредники (другие объекты или приборы). Качество познания улучшается при условии использования максимального количества органов чувств, однако для того, чтобы воспринимаемый таким образом объект стал наглядным, необходимо, чтобы он отвечал нескольким условиям:
этот объект должен быть простым;
он должен быть привычным и знакомым;
он должен состоять из понятных субъекту элементов.
В этих же исследованиях отмечается, что необходимость привлечения наглядных материалов подтверждается данными физиологии. Так, например, слуховой анализатор способен воспринять от 20 до 50 тысяч единиц информации в секунду, в то время как зрительный анализатор воспринимает до 3 миллионов. Установлено также, что человек от 80 до 95% информации хранит в зрительных образах, а в слуховых не более 20%. Эти количественные характеристики дополняются и качественными: наглядный материал более реалистичен, предметен, натурален, однозначен.
Обобщая выявленные закономерности в этой области, попробуем выделить некую совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия.
Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост (не загроможден деталями) и понятен. Например, рассказывая на уроке биологии о строении кровеносной системы млекопитающего, педагог использует упрощенную схему, на которой лишь очерчен силуэт живого организма и ярким цветом выделены сердце и основные кровеносные сосуды. Такой рисунок позволяет сконцентрировать внимание учеников на изучаемом вопросе.
Следует стремиться к тому, чтобы используемый наглядный (или демонстрационный) материал оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств. Даже обучение детей элементарному счету можно производить с использованием разноцветных деревянных или пластмассовых палочек, которыми ребенок, вдобавок к зрительному восприятию, манипулирует и которые осязает.
Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета разговора, способствует адекватному восприятию и пониманию.
Доска, экран, таблица должны иметь горизонтальное расположение с соотношением сторон 3:4, а скругленные углы повышают информационную емкость формы. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в верхней половине формы, в ее правом углу.
Отдельные элементы, заключенные в какую-либо форму, приобретают упорядоченность, поэтому, производя записи на доске, педагогу следует очерчивать выводы прямоугольником, овалом, окружностью.
Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица педагога, чтобы производимая запись легко прочитывалась даже с последней парты. Увеличение размера букв повышает убедительность. Витиеватые буквы требуют больших усилий детей при прочтении, но по этой же причине оставляют более глубокий след в памяти ребенка.
Использование цветового разнообразия облегчает восприятие, так как цвет распознается легче и быстрее, чем форма, размер, число.
Опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления
отставания учеников школы в обучении
Для определения причин отставания в обучении младших школьников, а также для установления психологических условий, способствующих преодолению отставания в обучении на базе Учреждения образования Респ ...
Психологические особенности обучения иностранному языку детей младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст - это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Внедре ...