В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Выдвинутое в тезисе положение должно быть подкреплено соответствующими аргументами, подтверждающими его справедливость. Количество доводов, приводимых в пользу высказанного суждения, может быть самым разнообразным, главное, чтобы они соответствовали уровню слушателей. В заключение для повышения убедительности рекомендуется привести иллюстрацию, дающую образное представление о том, о чем говорил оратор.
Облегчить запоминание информации позволяет повторение. Недаром же народная мудрость гласит: "Повторенье — мать ученья!". Различают два вида повтора — развернутый и свернутый. Развернутый повтор заключается в разъяснении какого-либо положения или тезиса, выдвинутого преподавателем. Иногда таким тезисом может стать теорема, закон или правило, которые записываются в лаконичной форме, а затем следует устное продолжительное пояснение или тренинг в решении однотипных упражнений. Например, ученикам предлагается записать правило: "Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, пишутся слитно". Далее все вместе тренируются в написании таких сложных слов, и правило повторяется на конкретных примерах типа пятилетка, трехтонка, шестигодовалый, трехкомнатная, троекратно и т.п. Свернутый повтор заключается в многократном проговаривании одной и той же фразы за определенный промежуток времени. Примером свернутого повтора может служить заучивание стихов, иностранных слов, таблицы умножения, алфавита и многое другое.
Пробуждению интереса и активизации мышления во время информативного воздействия способствует использование педагогом вопросов: репродуктивных, риторических, проблемных.
Репродуктивный вопрос предполагает воспроизведение ранее известной информации или какой-либо мысли, высказанной в разговоре. От собеседника требуется передать информацию другим людям, не исказив смысла. Репродуктивные вопросы довольно часто звучат на уроке, особенно во время опроса по домашнему заданию, когда учитель оценивает точность воспроизведения учебного материала. Используя этот тип вопросов, педагог тренирует память своих подопечных, дисциплинирует и развивает у них уважение к истине. Однако злоупотребление репродуктивными вопросами ведет к пассивности детей, препятствует развитию у них самостоятельного творческого мышления, уверенности в себе, ставя их в зависимость от авторитетного мнения, а порой от шпаргалки.
Не менее распространен и другой тип вопроса — риторический. Риторический вопрос — это скорее утверждение, произносимое в вопросительной форме, поэтому нет смысла требовать на него ответа, ибо этот ответ будет всего лишь формальным откликом, подтверждающим присутствие собеседника. Специалисты по ораторскому искусству используют риторический вопрос, чтобы украсить свою речь, заполнить паузу, вызвать доверие слушателей, получить от них позитивный отклик на выдвигаемый тезис. Умелое применение риторического вопроса позволяет педагогу управлять вниманием учеников, повышать их уверенность в себе и своих знаниях, выстраивать более демократичный стиль общения.
Третий тип вопроса — проблемный. Он используется в целях создания интеллектуального и духовного затруднения ребенка, когда он не может решить проблему известными ему способами, и это заставляет его искать новые варианты действий. Постановка проблемного вопроса имеет ряд особенностей: он должен быть ориентирован на уровень знаний и представлений детей, должен учитывать их умение самостоятельно решать проблемы, а также соотноситься с психологическим климатом в группе и состоянием отдельных учеников.
Психологические особенности обучения иностранному языку детей младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст - это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Внедре ...
Основные требования к организации педагогической практики
В современных условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации педагогической практики основаны на следующих принципах: единство обучения, воспитания и развития ...