В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Образ собеседования представляет собой своеобразную технологию ведения дискуссии и складывается из следующих правил. Во-первых, необходимо научиться уяснять смысл разговора или отдельных фраз оппонента, а для этого следует воспроизвести его тезис и исключить возможные неточности восприятия. Во-вторых,требуется определиться в исходных понятиях и согласовать трактовку употребляемых терминов. В-третьих, нужно поощрять партнера по дискуссии, создавать условия, исключающие недосказанность, чтобы лучше и глубже понять его. В-четвертых, предоставлять ему право на несогласие. И, в-пятых, "не давить" на авторитеты.
5. Перцептивные умения. В эту группу входят умения, связанные с чувственным восприятием (умение видеть, умение слышать и т.д.). В отличие от психологического взгляда на эти процессы, здесь акцент делается на умении педагога воспринимать мир так, как воспринимают его дети, и с учетом особенностей детского отражения действительности выстраивать свое взаимодействие с ними. Наблюдая за учениками, преподаватель способен выявить эти особенности, и для такой исследовательской работы ему не требуются специальные научные знания. Разве не знаем мы, что первые минуты урока уходят на то, что и дети, и учитель изучают друг друга; что через некоторое время после начала урока наблюдается спад активности и внимания; что в самом конце урока требуются дополнительные усилия, чтобы сохранить деловую атмосферу. Э.О.Иоч дал образные названия этим моментам: "первая минутка", "мертвые точки", "подтягивание окончания". "Первую минутку" он советует отдавать на "разграбление" детям, удовлетворяя их интерес, "мертвые точки" использовать для эмоциональной разгрузки, а "подтягивание окончания" производить таким путем: объявить, сколько времени осталось до конца занятия, и определить те вопросы, которые будут рассмотрены в этот период.
Информативное демонстрационное воздействие имеет свои закономерности, учет которых обеспечивает педагогу возможность более тонкого прикосновения в работе с детьми.
Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях — "наглядный" и "демонстрационный" материал. Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный же материал, кроме чувственного восприятия и непосредственного созерцания, должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность для наблюдателя.
Принцип наглядности как основной принцип дидактики ввел Я.А.Коменский. Чувственный опыт ребенка он рассматривал как основу обучения и предлагал начинать этот процесс не со словесного объяснения, а с непосредственного наблюдения за изучаемыми объектами. Он выдвинул положение, известное под названием "золотого правила дидактики", которое гласит: "Все, что только можно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами".
Большую роль наглядности в учебном процессе отводил К.Д.Ушинский, отмечавший, что обучение должно "строиться не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход ученья, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естествен и основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности".
Специфика учебного предмета «География»
Работа ученых и методистов над созданием школьного предмета «география» продолжается многие годы. Особенно актуальна она в настоящее время. Революционные преобразования, происходящие во всех сферах н ...
Понятие компетентностного подхода
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение ...