В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Повышению убедительности доводов способствует использование в речи сравнения. Э.О.Иоч условно выделяет четыре вида сравнения. Сравнение рациональное, разумно обоснованное, опирающееся на требования рассудка (вселенная так же бесконечна, как и время), эмоциональное, адресуемое чувствам и переживаниям (они поссорились внезапно, будто между ними пробежала черная кошка), наглядное, очевидное, непосредственно наблюдаемое или представляемое (темный, как ночь; стройный, как кипарис), сравнение с разной долей юмора (задумался, как роденовский мыслитель).
Аналогия тоже может быть отнесена к своеобразному виду сравнения. Через аналогию выявляется сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями. Основу такого сравнения составляет условие: то, с чем сравнивают, должно быть в большей степени знакомо и понятно, чем то, что сравнивают.
Еще одной характеристикой экспрессивных умений педагога в момент реализации информативного воздействия выступает символ. "Символ — конкретно зримое воплощение тех или иных идей и идеалов как высших ценностей и смыслов, которыми обусловливается развитие и функционирование культуры". Являясь источником эмоциональных переживаний, он может быть условен в той или иной степени, эта условность связана с уровнем обобщения и пониманием значения символа определенной группой людей или отдельным человеком. Уровень развития абстрактного мышления у ребенка выступает своеобразным ограничивающим фактором применения символа в работе с детьми, но разнообразие символов позволяет педагогу избирать среди них такие, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям учеников. В качестве символа могут использоваться предметы, рисунки, схемы, песни, элементы одежды, цветы, жесты и т.д. Например, каждому школьнику хорошо известны такие символы, как звонок, перевязанный ленточкой, который является безусловным атрибутом праздников "Первое сентября" и "Последний звонок", или песня о школьных чудесных годах, без которой не обходится ни один выпускной вечер. Такими же понятными символами для каждого человека является новогодняя елка, свечи, украшающие торт в день рождения, скрепленные вместе два кольца на свадебной машине, пять колец на олимпийском флаге.
Повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счет интонационного разнообразия речи педагога. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая детям. Вспомним еще раз слова А.С. Макаренко о том, что он стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить "иди сюда" с двадцатью оттенками в голосе. Прибавим к этому логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы, и подчеркнем значение паузы в общем логическом строе информативно-речевого воздействия. Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса, и в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике.
4. Дискуссионные умения. С помощью этих умений педагогу в работе с детьми удается создать (инструментовать) два образа: образ сотрудничества и образ собеседования.
Любая школьная деятельность (учебная, трудовая, эстетическая и т.д.) должна совершаться ребенком на фоне инструментуемой педагогом общности индивидуальных и коллективных усилий, выводить на осознание единства с другими. Педагог может способствовать созданию такого положения в коллективе путем организации совместно разделенной деятельности. Это означает, что все этапы: постановка цели, мотива, выбор средств, совершение трудовых действий, получение и оценка результатов — должны совершаться педагогом вместе с детьми. Вся информация при этом подается с позиции "Мы" и ориентируется на житейский опыт детей. Выстраиваемое общение принимает форму диалога, поощряется подача детьми реплик, которые, тем не менее, принимаются только культурно оформленными ("Извините, не могли бы вы .", "Возможно, это покажется незначительным, но я бы хотел ."), и обязательно производится положительное подкрепление в адрес отдельных детей и коллектива в целом. Все это позволяет каждому ученику ощутить свою сопричастность общему труду и внести вклад в общее дело, что в итоге и рождает образ сотрудничества.
Словесные методы обучения
Как уже говорилось, общие методы обучения реализуются через частные: словесные, словесно-наглядные и словесно-наглядно-практические. Рассмотрим их по очереди. Рассмотрим словесные методы обучения, ср ...
Основы обучения в лыжной подготовке
Овладение разнообразием способов передвижения на лыжах по пересеченной местности, выработка умения использовать эту технику в различных условиях и приобретение специальных знаний – вот основные задач ...