В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Аналогичный эффект производит приближение преподавателя к аудитории (внимание концентрируется на его персоне, и в этот момент он может сообщать наиболее сложный материал урока) и удаление от нее хотя бы на несколько шагов (это позволяет слушателям переключиться на осмысление и усвоение услышанного). Чередование "диагонали" и "вертикали", приближения и удаления повышает эффективность речевого воздействия учителя, когда сменяются этапы напряженной работы с небольшим отдыхом.
Жестикуляция преподавателя также является важным элементом его пластики. Условно жесты можно разделить на психологические и описательные. Информация, передаваемая при помощи психологических жестов, легко прочитывается и не требует дополнительной речевой расшифровки. Например, во время урока учитель обращается к стоящему ученику, производя следующий жест: рука от груди движется вперед с разворотом ладони наружу, указывая на стул, и при этом делается кивок головой. Такой жест легко прочитывается школьником как предложение сесть, и он охотно выполняет просьбу. Другой пример описательного жеста: учитель очерчивает руками окружность и указывает на какие-то детали в ней. Ученики в недоумении. Тогда педагог вынужден дать сопровождающее пояснение: "Земля имеет форму шара, на котором располагаются материки ." Предпочтительное использование психологических жестов в работе педагога делает его общение с детьми информативно насыщенным, емким и комфортным.
Немаловажной характеристикой пластики становится ее мелодичность. Это означает, что движение и жесты должны гармонировать с обликом человека, его речью, соответствовать теме и стилю общения. Пластика, жест и артикуляция должны привлекать, очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать или вызывать насмешку. Отрывистые, резкие движения отпугивают, заставляют детей внутренне сжиматься, прятаться, как прячется улитка во время опасности. Учитель, поминутно встряхивающий головой, почесывающий ухо, поправляющий часы на руке, своими движениями раздражающе действует на слушателей, отвлекая и уводя их в сторону от обсуждаемого вопроса. Иногда дети в таких ситуациях все свое внимание направляют на подсчет того, сколько раз учитель дотронулся до кончика носа, поправил галстук или, в женском варианте, — прическу или бусы. Мелодичная, скоординированная пластика пленяет и располагает детей, завороженные грацией педагога и подражая ему, ученики преодолевают свою неуверенность, как внешнюю, так и внутреннюю, и активно взаимодействуют с ним.
2. Логические умения. Эта группа умений связана со способностью учителя конструировать содержание и фразы, с которыми он обращается к детям. Одним из наиболее важных умений здесь является соблюдение логической последовательности "тезис — аргумент-иллюстрация", которая понятна и доступна ребенку любого возраста.
Тезис — это лаконичное положение, представляющее в свернутом виде смысл или одну из мыслей какого-либо сочинения, доклада. Интонационная убедительность, с которой обычно произносятся тезисы, привлекает внимание аудитории, "приглашая" к анализу и размышлениям. В качестве тезиса может выступать практически любое законченное по мысли предложение, афоризм, поэтическая строчка: "Ученье — свет, а неученье — тьма", "Тяжело в ученье — легко в бою", "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" и т. п.
Новый подход к преподаванию изобразительной деятельности
Наша цель – помочь детям «найти себя» выявлять их художественно – изобразительные способности и возможности. Главное – помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазии. На первых порах придя ...
Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе
теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требований – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, ...