В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Ознакомление студентов с программами психологического тренинга крупных мировых вузов оказывает благотворно-стимулирующее влияние и дает импульс по освоению и принятию моделей самовоспитания культуры мира у них. Приведем пример одной из подобных программ, которые мы предлагали студентам.
Программа психологического тренинга этнической толерантности (Европейский университет в Санкт-петербурге)
Базовые техники ненасильственной коммуникации
Учет межкультурных различий в коммуникации
Управление конфликтом
Базовые техники ненасильственной коммуникации
1. Введение, знакомство. Обсуждение целей занятий, ожиданий, опасений и пожеланий участников, организационных моментов и правил поведения на тренинге.
2. Ситуативная диагностика состояния партнера. Чтение невербального поведения. Выявление скрытой мотивации.
3. Фазы общения. Типичные ошибки и трудности на разных фазах.
4. Установление и поддержание контакта с партнером. Техники подготовки и вступления в контакт.
5. Прием и передача информации. Причины и виды искажения информации.
6. Приемы ведения беседы. Техники активного слушания. Способы снижения напряжения беседы.
7. Методы убеждения и достижения консенсуса. Приемы аргументации. Причины сопротивления аргументам. Принципы ответов на возражения и достижения согласия.
8. Эффективное формулирование просьбы и отказа. Принципы конструктивной обратной связи.
Учет межкультурных различий в коммуникации
Личность в межкультурном общении
1. Влияние культуры на черты, приписываемые другим в процессе наблюдения.
2. Влияние стереотипов на коммуникативное поведение.
3. 10 основных коммуникативных стилей.
4. Различия в локусе контроля.
5. Культуральные различия самоконцепций.
3.6. Культуральные различия в коммуникативных стратегиях, направленные на поддержание "лица" по теории С. Тинг-Томи.
Влияние культурных различий на процессы общения
1 Ценности.
1.1. Теория ценностных ориентаций Клакхона и Стродберга. 5 общечеловеческих проблем. Связь стратегий поведения с ценностными ориентациями.
1.2. Направленность деятельности на бытие, становление, делание.
1.3. Отношение к природе человека: добрые, дурные, нейтральные, изменяемые, неизменяемые.
1.4. Отношение к природе: покорение, гармония, подчинение.
1.5. Отношение ко времени: ориентация на прошлое, настоящее, будущее. Полихромные и монохромные культуры по Е. Холлу.
1.6. Отношение к другим людям. Иерархичная, взаимная, индивидуалистическая ориентации.
1.7 10. Универсальные ценности по С. Шварцу (Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм, Достижение, Власть, Безопасность, Конформизм, Традиции, Щедрость, Универсализм).
2. Нормы.
2.1. Открытые и закрытые культуры.
2.2. Нормы правосудия и взаимности.
2.3. Столкновение традиционной и государственной нормативных систем в регионах.
3. Правила.
3.1. Отличия правил от норм.
3.2. Основные характеристики правил по М. Мак-Лафлину.
3.3. Параметры измерения правил.
3.4. Универсальные культурные правила по М. Аргайлу.
4. Роли.
4.1. Влияние культуры на ролевые отношения: 4 типа измерения ролевых отношений, подверженные влиянию культуры.
4.2. Полоролевые стереотипы. Кросс-культуральные отличия половых и семейных ролей.
5. Межкультурные различия в вербальном общении
5.1. Измерения стилей вербальной коммуникации. Их функции и применение в разных культурах.
5.2. Прямой и непрямой стили.
5.3. Вычурный и сжатый стили.
5.4. Личностный и ситуационный стили.
5.5. Инструментальный и аффективный стили.
Проведение интегрированных уроков геометрии и информатики
в начальной школе
Интегрированный подход позволил охватить единой обучающей средой математику (моделирование), информатику (абстракция, логика) и труд (конструирование). Разносторонность и практические навыки учеников ...
Этническая толерантность: понятие, содержание
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяю ...