В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
На основе соииоматрицы можно построить социограмму.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:
Внутренний крут — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица с числом выборов выше среднего показателя.
Третий крут — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица с числом выборов ниже среднего показателя.
Четвертый круг — зона изолированных, тех, кто не получил ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
После обследования с помощью опросника тревожности Филлипса и проведения социометрии ученикам можно предложить анонимную анкету, текст которой приводится ниже.
Вывод: по результатам данной методики сложилась следующая картина. Коллектив – дружный, дети переживают неудачи каждого, но вместе с тем очень радуются успехам своих одноклассников. В классе существуют лидеры: Женя С., Юлия Л., Белла С., София Ч. С этими детьми учащиеся общаются с большим желанием, уважают их. В «зону предпочитаемых», в которую входят дети с числом выборов выше среднего показателя, можно отнести: Диану Б., Кристину Г., Сашу Д., Дарью Д., Настю Р. и в «зону пренебрегаемых» входит Франческа Ш. – неуспевающая ученица, набравшая число выборов ниже среднего показателя.
Анализируя выборы детей, можно выделить группы общения:
Диана Б., Кристина Г., Юля Л.
Настя Р., Дарья Д.
Саша Д., Женя С.
Белла С., София Ч., Франческа Ш.
Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо направить усилия на сплочение коллектива и создание более тёплой психологической атмосферы. Необходимо постараться включить Франческу Ш. в жизнь коллектива и помочь получить там уважение и хорошее отношение.
Анкеты (для родителей)
Цель: изучить положение ребёнка в семье, отношение членов семьи к ребёнку, общую психологическую атмосферу и роль родителей в жизни ребёнка.
Родителям предлагается ответить на вопросы двух анкет, в которых отражаются основные аспекты, необходимые для изучения отношения родителей к детям.
Анкета №1
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются по личным вопросам?
Интересуются ли они Вашей работой?
Знаете ли вы друзей Ваших детей?
Бывают ли они у Вас дома?
Участвуют ли дети с Вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
На «детские праздники» дети предпочитают, чтобы Вы были с ними или хотят проводить их без взрослых?
Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
А телепередачи и фильмы?
Бываете ли вместе с детьми на выставках, в театре и т.д.?
Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, турпоходах и т.д.?
Предпочитаете ли вы проводить время вместе?
Анкета №2
Я всегда сочувствую моему ребёнку.
Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок.
Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет хороший человек.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего, что мне нравится и что я считаю наиболее необходимым?
Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.
Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
Строгая дисциплина в детстве развивает смелый характер.
Я разделяю увлечения моего ребёнка.
За строгое воспитание дети потом благодарят.
Я тщательно слежу за здоровьем ребёнка.
Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
Обработка результатов
Можно выделить три уровня:
I уровень – семья заботится о ребёнке, ему уделяется должное внимание, а так же оказывается помощь при подготовке домашнего задания, ребёнок чувствует себя защищённым, все проблемы в семье решаются сообща. Дети и родители находятся в очень тёплых, дружественных отношениях, но в то же время уважают друг друга, а так же мнения других членов семьи.
II уровень – родительско-детские отношения достаточно сильно развиты, присутствует взаимопонимание между членами семьи. Но родители не всегда уделяют должного внимания и заботы ребёнку из-за нехватки времени. В таких семьях родители не всегда информированы об учёбе своих детей.
Сравнительная характеристика педагогической и социально-педагогической
деятельности
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Педагогическая деятельность — это разнови ...
Национальное самосознание как результат осуществления гражданского
воспитания
Белорусская нация представляет собой уникальное явление в том смысле, что в мире нет такой нации, представители которой так безразлично относились к своему прошлому. Уровень национального самосознани ...