В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
III уровень – семьи, уделяющие мало времени своим детям (по разным причинам). Родители, как правило, не принимают никакого участия и не помогают детям в их школьной деятельности. Воспитание в таких семьях сводится до «накормить и одеть».
Были проведены индивидуальные беседы с родителями.
Основными аспектами беседы были:
Отношение в семье.
Как вы воспитываете своего ребёнка?
Помогаете ли в учебной деятельности? Как?
Всегда ли вы и ваш ребёнок разговариваете о его жизни, делитесь мнениями, советуете ему что-либо.
Отношение ребёнка к членам семьи (а так же бабушкам и дедушкам).
Отношение к сверстникам.
Вывод:
По итогам анкетирования и бесед с родителями, все семьи участников эксперимента могут быть отнесены к первому уровню. Семья Беллы С. и Франчески Ш. – ко второму. Семья Беллы С.является неполной, поэтому мама девочки много времени проводить на работе. Что касается Франчески Ш., то с её семьёй была проведена дополнительная беседа по поводу проблем девочки. Проблема оказалась в том, что родители всего навсего не знают как вести себя и как помочь ребёнку в такой ситуации.
Рекомендации: необходимы беседы с родителями Франчески Ш. с целью информирования об учёбе девочки, а так же с целью помочь семье справиться с данной проблемой; организовать деятельность девочки дома, определить режим для ребёнка; определить стратегию поведения.
Рисуночный тест «Семья»
При работе с младшими школьниками нередко используются рисуночные тесты. Они позволяют изучить, в частности, положение ребёнка в семье, его отношение к членам семьи и к семье в целом. Для ответа на эти вопросы школьника просят нарисовать свою семью. Никаких разъяснений больше не дается. Время не ограничивается.
Перед анализом рисунка целесообразно задать испытуемому вопросы: «Кого ты нарисовал?», «Где они находятся?», «Чем они занимаются?», «Им весело или грустно?» «Кто из них самый счастливый и почему?», «Кто из них самый несчастный и почему?»
Интерпретация рисунка позволяет сделать выводы, важные для изучения положения ребенка в семье. Если на рисунке видны посторонние люди или животные, это может говорить об эмоциональном неблагополучии юного художника в семье. О неудовлетворенности его семейной жизнью может сигнализировать и большее (или меньшее)) чем на самом деле, число членов семьи. Если автор «забыл» нарисовать себя, можно предположить, что его не признают, отвергают близкие. Если он нарисовал только себя или гиперболизировал свою фигуру, — налицо эгоцентричность.
Если расстояние между членами семьи большое — они разобщены и в жизни. Если расстояние маленькое, фигуры расположены близко одна к другой, то семья сплочённая, или ребенок жаждет объединения близких. О сплочённости говорит и рисунок, на котором изображённые фигуры держатся за руки. Предметы в руках сообщают о той роли, которую играет данный член, семьи. Руки, сжатые в кулаки, говорят об агрессивности. Отсутствие рук — о незащищенности, бессилии. Отсутствие рта, глаз — о нарушениях в общении. Дети, которые все рисунки размещают внутри контуров геометрических фигур, часто психически нездоровы, требуют особого внимания.
Определенные выводы можно сделать, наблюдая за последовательностью выполнения отдельных деталей картины. Человек, изображенный первым, наиболее близок автору. Возвращение к фигуре, нарисованной ранее, и дорисовывание или декорирование её говорит о значимости для исполнителя, иногда о желании быть похожим для него.
Рисунки и характеристики детей приведены в Приложении.
Вывод по итогам диагностики
По итогам проведённой диагностики, мы пришли к выводу, что причиной неуспеваемости Франчески Ш. послужила недостаточная сформированность мотивов учения, которая, по всей видимости, произошла от недостатков в построении учебного процесса. Всё это привело к нежеланию ребёнка участвовать в учебной деятельности по некоторым предметам. Частые «двойки» практически смирили девочку с неуспехом и неспособностью. И привели к высокому уровню школьной тревожности.
Коллектив, видя неуспевающего ученика, из-за которого возникают трудности на уроке с дисциплиной, отказывается принимать девочку в свою деятельность, не желает общаться с ней, а так же не поручают и не доверяют никаких заданий.
Научно-педагогические исследования
личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка
Идея индивидуализации обучения, воспитания и развития личности имеет богатую предысторию. Своими истоками она уходит в средневековье, когда в европейских школах каждый ученик независимо от учебных ус ...
Характеристика универсальной учебной деятельности
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изу ...