В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Во второй главе был описан опыт организации экспериментального исследования нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ЗПР и влияние игровой деятельности на процесс ликвидации нарушений.
В эксперименте участвовало шесть воспитанников специализированного ДОУ для детей с ЗПР в возрасте от 6 до 8 лет. В качестве базовой схемы обследования детей с ЗПР нами была выбрана методика Лопатиной Л.В.
Первичная диагностика показала наличие нарушений в звукопроизношении у 70% опрошенных. Наличие незначительных отклонений в звукопроизношении было выявлено у 30% испытуемых.
На наличие отклонений в развитии звукопроизношения указывают:
- наличие у испытуемых значительных затруднений в дифференциации звуков, слуховом и наглядном различении звуков;
- наличие у испытуемых ошибок в процессе построения слов и фраз;
- наличие у испытуемых ошибок в процессе фонематического анализа;
- нарушение ритма дыхания при построении слов и фраз;
- затруднения в построении слов и фраз у ребенка.
С целью ликвидации нарушений и отклонений в развитии звукопроизношения нами в течение 5 недель проводились развивающие логопедические занятия, основанные на игровой деятельности. Игровые упражнения были взяты из работы Е.В. Колесниковой. Содержание игровых упражнений опиралось на:
развитие физических возможностей ребенка, мелкой моторики;
развитие познавательных способностей;
развитие звукопроизношения и фонематического слуха;
формирование первичных грамматических и лексических знаний;
развитие кругозора ребенка.
Контрольное измерение уровня развития звукопроизношения у детей с ЗПР доказало эффективность использованных нами игровых упражнений. В ходе работы были ликвидированы нарушения в развитии звукопроизношения, сокращен уровень отклонений в развитии. 30% испытуемых показали результаты, равные норме развития звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте.
Для реализации эффективной профессиональной деятельности логопед должен:
владеть всем объемом необходимых в его работе знаний;
периодически проходить переподготовку, постоянно повышать свое мастерство;
владеть информационными технологиями, активно использовать их в логопедической работе;
учитывать возрастные особенности детей, с которыми он работает;
использовать в своей работе современные методы коррекции и диагностики;
способствовать расширению социальных контактов детей;
способствовать развитию познавательных способностей, речи ребенка;
проводить занятия в знакомой и комфортной для ребенка игровой форме;
способствовать активной двигательной деятельности ребенка, физическому развитию;
в ходе занятий опираться на сюжеты, знакомые ребенку.
Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи в ходе работы были решены, а гипотеза доказана.
Протоколы обследования звукопроизношения испытуемых
Протокол 1
№ испыт. |
1 |
Имя испыт. |
Маша П. |
Часть 1 | |
Задание 1 |
2 пары |
Задание 2 |
5 пар |
Задание 3 |
4 ошибки |
Часть 2 | |
Задание 1 |
3 слова |
Задание 2 |
4 слова |
Задание 3 |
4 слова |
Задание 4 |
3 слова |
Часть 3 | |
Задание 1 |
2 картинки |
Задание 2 |
3 картинки |
Задание 3 |
1 слово |
Всего баллов |
10 |
Понятие педагогическое общение и воспитание
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и органи ...
Группы сверстников как микрофактор социализации
Группы сверстников – это объединение детей, подростков, хотя и различающихся по возрасту, объединённые системой отношений, определёнными общими ценностями или ситуативными интересами. Они образуются ...