В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Как следует из таблицы, наличие нарушений в звукопроизношении было выявлено у 50% испытуемых. Незначительные нарушения были выявлены у 20% испытуемых. Отсутствие нарушений было выявлено у 30% испытуемых.
В ходе коррекционной работы были достигнуты следующие результаты:
- испытуемые стали различать сходные по произношению и написанию звуки;
- было значительно снижено количество допускаемых испытуемыми ошибок в процессе построения слов и фраз;
- были сформированы начальные умения фонематического анализа у испытуемых;
- благодаря упражнениям на постановку правильного дыхания удалось достичь правильного ритма произношения слов и фраз.
Сравним результаты констатирующей и контрольной диагностик.
Диаграмма 3. Сравнение результатов контрольной и констатирующей диагностик
На диаграмме видны кардинальные изменения, произошедшие за время проведения эксперимента. Так, значительно упали показатели негативных проявлений в речевом развитии, выросли показатели среднестатистической нормы развития, был сформирован высокий уровень речевого развития у испытуемых.
Эти данные доказывают эффективность проделанной нами коррекционной работы. В ходе логопедической работы удалось добиться правильного произношения испытуемыми шипящих звуков, звуков С и Р, развития артикуляторных мышц, постановки правильного тембра, правильной высоты голоса, умения интонационно и грамматически правильно строить свою речь.
Проводимые занятия показали эффективность использованных методик. Грамотная реализация методик данных авторов была возможна за счет высокого профессионализма специалиста-логопеда, совмещения коллективной и индивидуальной работы с детьми, использования игровых форм работы, непринужденной обстановки, грамотно проведенной диагностики.
Отдельно стоит выделить использованный в работе принцип совмещения работы детей с отклонениями в развитии с нормальными детьми. Подобная работа помогает детям с отклонениями всегда видеть перед собой живой эталон правильной речи, не замыкаться в своей среде, видеть перспективу для развития.
Анализ теоретической литературы, проведенная нами экспериментальная работа помогли сформулировать основные методические рекомендации по по совершенствованию профессиональной логопедической деятельности, направленной на формирование правильного звукопроизношения среди старших дошкольников с ЗПР.
Для реализации эффективной профессиональной деятельности логопед должен:
владеть всем объемом необходимых в его работе знаний;
периодически проходить переподготовку, постоянно повышать свое мастерство;
владеть информационными технологиями, активно использовать их в логопедической работе;
учитывать возрастные особенности детей, с которыми он работает;
использовать в своей работе современные методы коррекции и диагностики;
способствовать расширению социальных контактов детей;
способствовать развитию познавательных способностей, речи ребенка;
проводить занятия в знакомой и комфортной для ребенка игровой форме;
способствовать активной двигательной деятельности ребенка, физическому развитию;
в ходе занятий опираться на сюжеты, знакомые ребенку.
В эксперименте участвовало шесть воспитанников специализированного ДОУ для детей с ЗПР в возрасте от 6 до 8 лет. В качестве базовой схемы обследования детей с ЗПР нами была выбрана методика Лопатиной Л.В.
Виды дидактических игр для развития словаря
Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и други ...
Разработка проблемы тестирования в отечественной методике
Вопросы контроля обученности студентов иностранному языку получили значительно меньшее освещение в отечественной методической литературе по сравнению с другими проблемами. Более того, в ряде пособий ...