В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В исследовании использовалась серия игровых упражнений, описанных в работе Е.В. Колесниковой. Данная серия включает в себя три блока упражнений.
1.Развитие фонематического слуха
Знакомство с терминами «слово» и «звук».
Детей учат употреблять эти слова при выполнении упражнений в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обращается внимание на длительность звучания слов.
Формируется умение различать на слух твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове: произносить его протяжно, громче, чем он произносится обычно, называть звук изолированно.
Дополнительно автором введено ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника.
2.Развитие графических навыков
Дети учатся:
рисовать вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
штриховать различные предметы.
Здесь за основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Но в данном пособии эти задачи решаются в игровой форме. Например, вместо задания «нарисовать вертикальные линии» предлагается «дорисовать иголки ежику», «струйки дождя» и т.д. Тем самым, дети незаметно для себя упражняются в написании элементов букв: ручка к зонтику - элемент буквы «У », цыпленок - буква «О» и т.д.
Первые задания дети должны выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми.
Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать карандашом или ручкой.
С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем линии с закруглением, а затем
рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
К концу года даются задания на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий они устраняются.
3. Развитие основных движений и мелкой моторики
Эти задачи решаются во время физкультминуток, на которых дети учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук.
Для этого используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту.
На первых занятиях необходимо выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога.
Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педагог следит за правильностью позы ребенка и точностью переключения одного движения на другое. Если у ребенка не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли детям научиться выполнять то или иное движение.
Затем дети самостоятельно выполняют движения по словесной инструкции.
Контрольное измерение уровня развития звукопроизношения продемонстрировало следующие результаты.
Таблица 2. Результаты контрольного измерения
№ испыт |
Имя испыт. |
1-й блок заданий |
2-й блок заданий |
3-й блок заданий |
Всего баллов |
1 |
Маша П. |
6 |
6 |
6 |
18 |
2 |
Игорь С. |
4 |
6 |
5 |
15 |
3 |
Ира Б. |
5 |
6 |
5 |
16 |
4 |
Федор У. |
5 |
6 |
6 |
17 |
5 |
Петр К. |
4 |
5 |
6 |
15 |
6 |
Алина Ш. |
5 |
6 |
5 |
16 |
Специфика формирования представления о цифрах у
дошкольников
Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают спец ...
Основные принципы и требования к отбору историко-научного материала для
включения в процесс обучения математике
Рассмотрим принципы отбора и конкретные требования, предъявляемые к историко-научному материалу. Среди принципов отбора историко-научного материала для включения в содержание образования Л.Я. Зорина ...