В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
9 класс. Тема урока «Газовые законы»
Форма урока – урок-исследование.
Этот урок предполагает дедуктивный путь изучения темы. При этом, используя физическую модель идеального газа, из уравнения Клаузиуса получают закон Менделеева-Клапейрона, а из него все газовые законы.
Учащимся предлагается самостоятельно получить, аналитически и экспериментально исследовать уравнение состояния идеального газа при неизменности одного из параметров. Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает следующие задания (для одного из законов):
Вывести закон аналитически.
Предложить геометрическую интерпретацию закона в раз личных системах координат (р, V; р, Т; V, Т).
Экспериментально проверить правильность закона.
Подготовить доклад по истории открытия закона (это задание переносится на домашнюю работу).
План урока:
Вступительное слово учителя о задачах урока. Объяснение значения исследовательской работы учащихся и порядка выполнения работы (5 мин).
Самостоятельная работа учащихся (учащиеся в течение урока работают парами –30 мин).
Групповое обсуждение результатов работы. Распределение обязанностей в группах для участия в конференции, посвященной истории открытия газовых законов (проводится на следующем уроке –10 мин).
Для участия в конференции ученики получают задания по интересам. «Теоретики» на конференции должны показать вывод уравнения «своего» газового закона и объяснить его с точки зрения МКТ. Кроме того, они должны преобразовать уравнение для случая, когда температура измеряется по шкале Цельсия, и объяснить физический смысл входящих в формулы коэффициентов. «Экспериментаторы» – подробно рассказать о газовом законе и показать опыты по его проверке.
«Математики» – дать геометрическую интерпретацию закона. «Историки» – рассказать об истории открытия закона и его авторах.
«Инженеры» – рассказать о применении газовых законов. Итак, от каждой группы на уроке-конференции выступит 5-6 человек с подробным изложением результатов классного и домашнего исследования.
Опыт показал, что самостоятельное исследование по определенной теме, особенно в том случае, если за ним следует отчет о его результатах перед всем классом, вызывает глубокий интерес учащихся и желание работать. Сама методика построения урока способствует поддержанию и развитию интереса к познавательной деятельности: есть «свой» закон, который надо получить, обосновать, подтвердить опытом, определить его жизненную значимость, и сделать все это достоянием всех учащихся класса. Причем желательно сделать не хуже, чем другие группы, а даже лучше. Разумное соревнование приводит к «присвоению» учащимися не только деятельности, но и результатов ее.
Мозговой штурм
Форма проведения: вечер-состязание.
Данный вечер проводится в 10 классе во 2 четверти.
Цель проведения: развитие у учащихся интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний; использование знаний и умений учащихся, приобретённых на уроках.
Продолжительность вечера: 40-50 минут.
Класс делится на 2 команды. В каждой команде выбирается капитан. В ходе вечера участники команд соревнуются в ответах на вопросы, в умении применять свои знания по физике на практике, в нахождении остроумного решения задач.
Выполнение заданий командами оценивает жюри. Баллы, набранные командами, подсчитывает счётная комиссия.
Порядок следования отдельных частей программы определяется сценарным планом.
Программа вечера:
Конкурс «Кто больше?»
Блицконкурс.
Конкурс «Любители чудес».
Загадки с подсказками.
Конкурс профессий.
Загадка-фокус.
Проведение вечера: Добрый вечер, друзья! Сегодня будет проходить не совсем обычное соревнование: встречаются команды любителей физики. Каждая команда должна уметь быстро и правильно отвечать на поставленный вопрос, остроумно и с юмором решать поставленные задачи.
Оценивать выступление команд будет жюри. Его помощники – коллегия точности на протяжении всего вечера будет комментировать его ход и объявлять результаты.
Переходим к первому конкурсу. «Кто больше?»
Игра
как форма организации урока
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы ХХ века. В настоящее время в зависимости от сфе ...
Понятие эмоций. Эмоциональная система
Эмоции – реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной с ...