В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересов школьников относятся: анкетирование, сочинения, интервью, экспериментальные задания, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент. Рассмотрим каждый метод подробнее.
Анкетирование.
Среди многих методических попыток выявить наличие и предметную направленность познавательных интересов учащихся получили широкое распространение анкеты разнообразного характера. Одни их этих анкет построены по селективному методу, требующему выбора одной или нескольких из предлагаемых альтернатив, например, в перечне учебных предметов предлагается подчеркнуть те, которые вызывают интерес. Другие анкеты требуют распространённого ответа: они направлены на выяснение мотивировок самих учащихся («Что именно интересует тебя в данном предмете?», «Какие уроки за прошедшее полугодие ты считаешь самыми интересными?»).
Положительная сторона этого метода – получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции – между познавательными интересами и отношению к учению, к школе, к учителю, между интересами и общественной активностью и т.д.
Анкетный метод в психолого-педагогическом исследовании можно назвать методом разведки, первоначальной ориентировки. При условии чёткой нацеленности его на решаемую проблему, сочетания прямых вопросов с косвенными, проверяющими точность ответа, при условии вычлененных показателей познавательного интереса можно на основе результатов анкетного опроса дать общую характеристику первоначального среза познавательных интересов учащихся данной экспериментальной группы, класса.
При составлении анкет и проведении анкетного опроса важно предусмотреть те признаки, которые следует выявить и по которым можно судить о наличии именно познавательного интереса. Поэтому необходимы вопросы, направленные на установление степени выраженности интереса, вопросы, уточняющие его уровень (например, число названных учебных предметов может быть показателем и недифференцированности интереса, и его широты). Степень осознанности познавательного интереса могут выявить такие вопросы, как «почему?», в сочетании с вопросами, предлагающими выбор ответов из рядя данных вариантов.
Сочинения.
Очень часто в исследовании познавательных интересов прибегают к методу сочинений, которые в значительной мере и больше, чем анкеты, обеспечивают выявление личностного отношения учащихся к учебным предметам, видам занятий в свободное время, к урокам и т.д.
Путём анализа сочинений можно установить не только сам факт наличия или отсутствия познавательных интересов школьника, но до некоторой степени и уровень их осознанности, и степень эмоциональной увлечённости школьника, и даже подчас и сам характер познавательных интересов, который может быть уточнён при помощи других методов.
Сочинения учащихся, как и метод анкет, не дают в полной мере объективной картины познавательных интересов учащихся, но и достаточно показательны для сравнения срезов на разных этапах, для установления движения, изменяемости и устойчивости интересов.
Назначение и анкет, и сочинений в педагогическом исследовании познавательных интересов ограничено. Их следует рассматривать, во-первых, как методы, позволяющие собрать массовый материал для установления самых общих, предварительных данных (о предметной направленности познавательных интересов, о возрастных различиях, о влиянии позитивных и негативных факторов на отношение к школе, к учебному предмету, к видам искусства и т.д.). Во-вторых, и анкетирование, и сочинения – это методы первоначальной разведки в изучении интересов тех групп учащихся, в которых проводится исследование формирования познавательных интересов. Данные, полученные при помощи этих методов, должны обязательно сопоставляться, сверяться с данными, полученными другими путями.
Экспериментальные задания.
В ходе исследования можно применять разнообразные экспериментальные задания типа «Составь программу КВН», «Выбери любое из предложенных заданий», «Составь расписание уроков на неделю» и д.р. Подобные задания являются методом косвенной проверки выводов, вытекающих из анализа наблюдений, сочинений, либо анкетного опроса.
Анализ способов и приемов выявления предпосылок у детей старшего дошкольного
возраста
Основной целью современной логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. А эффективность обучения зависит от многих факторов, в частности от умения п ...
Разработка учебной программы, лекции
При разработке учебного плана учитывалось содержание учебно-методического комплекса, составленного для учебных дисциплин. В соответствии с утверждённым планом, в рабочей программе по курсу КИС были р ...