В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Оценка:
- Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения – 3 балла.
- Все движения доступны, но выполняются некачественно, темп выполнения и переключаемость замедленна – 2 балла.
- Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движений, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, тремор – 1 балл.
- Невыполнение движений, моторная напряженность, расторможенность – 0 баллов.
Серия IV. Обследование общего состояния устной речи
В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Однако, иногда уровень сформированности лексических средств языка может отличаться от нормы. Недоразвитие лексических средств сочетается с несформированностью грамматического строя языка, в ходе предварительной беседы ребенок неточно употребляет широко распространенные слова, заменяет одно слово другим, и к тому же неправильно оформляет высказывания грамматически, то становится очевидной необходимость более детального обследования с целью выявления предпосылок дисграфии.
Таблица 8 - Обследование лексического запаса
Содержание задания |
Наглядный и речевой материал |
-Обследование слов, обозначающих предметы (обобщающие группы) |
Одежда, обувь, игрушки, транспорт, овощи, фрукты. |
- Самостоятельное дополнение тематического ряда. |
Тетрадь, ручка … Мячик, юла… |
- Отгадать загадки описания |
- Кто хитрая, рыжая? - Что светит, греет? |
- Назвать детенышей животных. |
- Корова - Свинья |
- Название признаков предмета. |
- Морковь сладкая, а редис … - Ручей узенький, а река … |
- Название действий и животных (глагольный словарь) |
- Кто как передвигается? Кузнечик, птица, змея. -Кто как кричит? Петух, ворона, корова. |
- Назвать времена года в последовательности, признаки. |
Сюжетные картинки. |
Оценка:
- Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий – 3 балла.
- Ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса – 2 балла.
- Большинство заданий выполнялось с помощью (стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказка), соотношение правильных ответов к неправильным 1:3 – 1 балл.
- Невыполнение – 0 баллов.
В процессе предварительной беседы с ребенком не всегда удается выявить аграмматизмы, поэтому используются данные задания. Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является изменение правильного построения предложения. Предложены задания на исследования грамматических отношений (управление и согласование) слов в предложении.
Таблица 9 - Обследование грамматического строя
Содержание задания |
Используемый материал |
1 |
2 |
- Составление предложений. Задаются вопросы, требующие ответов сложными вопросами. |
Сюжетная картинка. |
- Рассказ из собственного опыта | |
1 |
2 |
- Вставка недостающего предлога в предложении. |
- Лена наливает чай … чашки. - Птенец выпал … гнезда. - Кот сидит… стулом (откуда выглядывает?) - Собака сидит … конуре. |
- Словоизменение. а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. б) преобразование единственного числа имен существительных во множественное число в именительном и родительном падежах. |
По картинкам: - Чем покрыт стол? - Чем режут хлеб? - Кого кормит девочка? - На кого смотрит Ира? - За чем идут дети в лес? По образцу: - Дом – дома ( им. п.) - Дом – домов (р.п.) - Рука, глаз, стул, рот, дерево, билет, воробей, завод. |
- Словообразование. а) образование уменьшительной формы существительного. б) образование прилагательных от существительных: - относительных качественных - притяжательных |
Сюжетные картинки: - Ковер, голова, птица, ведро, трава, ухо, стул, воробей. - Варенье из вишни? - Суп из грибов? - Карандаш из дерева? - Шапка из меха? По образцу: - Мороз – морозный. - Солнце, снег, ветер, дождь. По образцу: У собаки лапа собачья, у кошки, волка, льва, лисы, медведя. |
Особенности формирования у ребенка культуры
здорового образа жизни
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраст ...
Эстетическая воспитанность как результат эстетического воспитания
Современные требования общества к повышению эффективности эстетического воспитания учащихся обусловливают необходимость мониторинга качества данного процесса, осуществление педагогической диагностики ...