В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Оценка:
- Выполнено правильно – 3 балла.
- Правильное движение не удается или выполняется с содружественными движениями, мимическая картина поз нечеткая, смазанная – 2 балла.
- Правильное движение не удается, при выполнении поз ограниченность мимической мускулатуры, амимичность, саливация, гиперкинез, синкинезия, посинение носогубного треугольника – 1 балл.
- Выполнение мимических поз не удается совсем – 0 баллов.
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
В ходе осмотра органов артикуляционного аппарата характеризуют особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов:
Губы: толстые, укороченные, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы, норма.
Зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, смена молочных зубов, диастема, норма.
Прикус: ортогнотический, дистальный, медиальный, передний открытый, боковой открытый, норма.
Подъязычная уздечка: укорочена, короткая, достаточной длины, после хирургического подсечения.
Небо: готическое узкое, куполообразное, высокое, врожденная расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, субмукозная расщелина, расщелина альвеолярного отростка, норма.
Оценка:
- По всем показателям норма – 3 балла.
- Нарушения в строении артикуляционного аппарата в каждом разделе по одному-двум показателям – 2 балла.
- Нарушение в строении артикуляционного аппарата в каждом из разделов более трех – 1 балл.
- Грубые анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата – 0 баллов.
Таблица 6 - Исследование моторики артикуляционного аппарата.
Прием |
Содержание задания |
- Исследование двигательной функции губ |
- Сомкнуть губы - Округлить губы - Вытянуть – «хоботок» - «улыбка» (зубов не видно) - многократное произношение [б], [п] |
- Исследование двигательной функции челюсти |
- раскрыть рот – [А] -движение нижней челюсти вправо, влево, вперед |
- Исследование двигательной функции языка - Исследование двигательной функции мягкого неба |
- Положить широкий язык на нижнюю губу «лопатка» - Положить широкий язык на верхнюю губу - «жало» - «часики» - Поднять язык к верхним зубам, опустить к нижним - Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу - Широко открыть рот и четко произнести [А] |
- Исследование продолжительности и силы выдоха |
- Сыграть на духовом инструменте - Поддувать пушинку |
Оценка:
- Движения выполняются в полном объеме, правильно – 3 балла.
- Движения выполняются не в полном объеме, в замедленном темпе, при повторении правильно – 2 балла.
- Движения выполняются не в полном объеме, с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов, саливации – 1 балл.
- Удержание позы не удается, движения не выполняются – 0 баллов.
Таблица 7 - Обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Содержание задания (проводится сначала по показу, а затем по словесной инструкции) |
- Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко раскрыть рот - Широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов, затем поднять к языку, к верхним губам и положить на нижнюю губу. - Сделать «чашечку», занести в рот. - Широко раскрыть рот , растянуть губы в улыбке, вытянуть А – улыбка-трубочка. - Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его. - Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз(можно менять) А-И-У, У-И-А, КА-ПА-ТА, ВА-НА-БА, ПЛА–ПЛО–ПЛЫ. |
Методика «Справедливость»
Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость». Ход выполнения. Детям читается вслух рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было 25 ребят, а чашек было двадцать ...
Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее психическое и психофи ...