В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В данной главе проводится теоретический анализ существующих представлений о деятельности, научно-исследовательской деятельности, педагогической деятельности, деятельности педагога-исследователя в контексте социально-культурной ситуации.
В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось в немецкой классической философии (И. Кант [30]), когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры.
В современной философии деятельность понимается как один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека [21]. В рамках психологических представлений понятие деятельности представлено как динамическая модель взаимодействия-корреляции субъекта с онтосом, с объективной реальностью, с социумом, в процессе которого и происходит репродукция-воплощение в объекте психической модели-образа, реализация связей-отношений самого субъекта к предмет-объектной действительности.
В своей работе мы ориентируемся на понятие деятельности, конкретизированное в работах Г.П. Щедровицкого, который утверждал, что любая деятельность может быть представлена одной и той же структурой (схема акта деятельности; схема 1.1). Она состоит из неоднородных элементов, группирующихся в два узла.
В правой нижней части схемы изображена "объектная" часть деятельности: исходный материал объектного преобразования, продукт его, орудия преобразования, d1. dk - действия, осуществляемые человеком (взятые вместе с орудиями, они образуют процедуры деятельности). В левой верхней части схемы изображена "субъектная" часть деятельности: сам индивид, интериоризованные средства и способности, необходимые для оперирования средствами, осуществления действий и построения соответствующих процедур, производящих преобразование исходного материала в продукт, "табло" изображает сознание индивида, в котором находятся, с одной стороны, цели деятельности, а с другой - "отражения", или субъективные образы объективных ситуаций.
Заметим, что наиболее важным элементом, выделяемом в схеме акта деятельности, является наличие у субъекта цели деятельности - образа будущего результата (конечного продукта), поскольку, цель определяет субъекта - того, кто осуществляет деятельность (вообще, быть субъектом деятельности означает иметь цель данной деятельности).
Этот аспект структуры деятельности не актуален (но всё же присутствует), лишь, если речь идёт о действии механическом, репродуктивном. В случае же свободного, продуктивного действия этот аспект становится основным, поскольку без собственной цели (не "приписанной" извне), все усилия субъекта и использованные ресурсы могут оказаться бессмысленными (т.е. предполагаемый результат окажется либо недостижимым, либо, невостребованным).
Анализ содержания и форм организации научной деятельности позволяет выделить три главных аспекта науки: наука как особого рода деятельность, как совокупность предметно-дисциплинарных знаний, отвечающих определенным критериям, и наука как социальный институт. Наука как особого рода деятельность характеризуется, прежде всего, целью получения новых знаний. Научная деятельность связана с необходимостью обоснования знания посредством проверок через наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных. При этом наука "как особого рода деятельность стремится элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное…". Этим она отличается от других видов деятельности.
Размножение, развитие и происхождение земноводных
Методические рекомендации Вариант 1 В начале урока учитель организует письменную проверку знаний школьников по дидактическим карточкам, содержащим варианты заданий. Задание 1. Каковы особенности пище ...
Выполнение сюжетно-декоративных композиций
Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элемен ...