В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Педагогический эксперимент проводился исходя из действующей традиционной школьной программы по биологии и учебника "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник).
Главной задачей нашего исследования выявление уровня знаний.
Педагогический эксперимент проводился в учебно-воспитательном процессе в национальной школе №2 г. Якутска и политехническом лицее с. Сунтар.
В исследовании приняло участие 8 учителей биологии г. Красноярска и 154 учащихся шестых классов лицея №9 свердловского района г. Красноярска.
На констатирующем этапе нашего исследования проводились беседы, анкетирование учителей и учащихся шестых классов. Нами были опрошены 154 учащихся шестых классов лицея №9 свердловского района г. Красноярска. Анкетирование включало ответы на ряд вопросов.
На первый вопрос: "Ваше отношение к предмету биология?" 60% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к биологии и считают его увлекательным.
30% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение к предмету, у 10% учащихся отсутствует интерес к предмету, но не проявляется отрицательного отношения к биологии и к предъявляемым требованиям учителя (см. рис.3).
Рис. 3. Отношение учащихся к предмету биология
Вопрос: "Пользуетесь ли вы дополнительной литературой при подготовке к занятиям по биологии?" вскрыл возможности учащихся пользоваться дополнительным материалом. 36% учащихся пользуются дополнительной литературой, 21% - редко пользуются, 33% - не пользуются, 10% - часто пользуются (см. рис. 4).
Рис. 4. Использование учащимися дополнительного материала при подготовке к занятиям по биологии
Достаточно большое количество детей, не пользующихся или редко пользующихся дополнительной литературой (33% и 21% соответственно), потребовало выяснение причин. Дополнительный вопрос: "Почему вы не используете дополнительную литературу при подготовке к занятиям по биологии?" позволил выделить три основных причины:
нет интереса к предмету;
нет доступа к дополнительной литературе;
затрудняюсь ответить.
Следующий вопрос был направлен на выявление того, где учащиеся приобретают и читают дополнительную литературу.
На вопрос: "Где вы приобретаете и читаете дополнительную литературу?" 55 % учащихся пользуются литературой из библиотеки, 36 % пользуются как библиотекой, так и домашней литературой, 9 % учащихся пользуются только домашней литературой (см. рис.5).
Рис. 5. Способы приобретения и чтения дополнительной литературы
На вопрос: "Любите ли Вы решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?" 90 % учащихся ответили "да", а "нет" - всего 10 % (см. рис. 7).
Рис. 6. Заинтересованность учащихся в решении биологических задач, кроссвордов, размещенных в дидактическом материале
Достаточно большое количество детей, не любящих решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале (10%), потребовало выяснение причин. Дополнительный вопрос: "Почему вы не любите решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?" позволил выделить три основных причины:
нет интереса к предмету;
нет доступа к дополнительной литературе;
Поисковая активность как основа творчества
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в ...
Педагогический анализ личностно-ориентированного урока
Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает теоретические ...