В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Семилетний ребенок находится на промежуточном, переходном этапе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, поэтому в полной мере характеристики младшего школьника еще не сформированы, к тому же нерешенные проблемы дошкольного детства могут усиливать те или иные особенности развития конкретного ребенка. Как правило, такие дети находятся в подготовительной группе детского сада.
Ведущей деятельностью в этот период развития ребенка остается игра. Но сюжеты усложняются игр, она приобретает более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами, охотно участвуют в дидактических играх, организованных взрослым. Трансформируют среду в зависимости от сюжета игры. Игра как ведущая деятельность сохраняет свое приоритетное место по сравнению с учебной деятельностью. Переход к учебной деятельности как ведущей возможен только в том случае, когда завершены те психические новообразования, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве благодаря игровой деятельности. Среди новообразований ведущее место занимают произвольность поведения, усвоение социальных норм и развитие наглядно-образного мышления.
Не сформированная произвольность приводит к тому, что ребенку трудно следовать инструкции взрослого. Одним из наилучших способов развития произвольности являются игры с правилами (Ай, да я! Да - нет, не говори, черный, белый не бери! Продолжите…)
Введение любых требований, в том числе и относительно школьной жизни, должны вводиться постепенно, т.к., во-первых, объем памяти недостаточен, чтобы запомнить все нормы сразу, во-вторых, только осознанное правило будет произвольно выполняться. Оптимальный способ для усвоения социальных норм, касающихся школьной жизни - это ролевые игры. Они могут быть использованы как на уроках литературного чтения (игры- драматизации), таки на уроках окружающего мира.
Игра должна составлять большую часть деятельности ребенка семи лет, в том числе и дома. Для развития наглядно-образного мышления важно, чтобы в игре ребенка присутствовали свободное рисование, лепка, конструирование.
Чтобы игра как метод обучения дала наибольшие результаты, важно а) чтобы учебная и игровая задачи совпадали; б) чтобы учебная задача не задавила игровую; в) чтобы данный игровой метод использовался систематически.
Для создания базы для развития логического мышления, очень важно, чтобы были созданы условия для полноценного развития наглядно-образного мышления. Поэтому не только возможно, но и необходимо, чтобы ребенок опирался на схемы, модели и другие опоры при выполнении любой мыслительной деятельности
Так как логическое мышление не сформировано, абстрагирование представлено слабо, то очень яркие, выразительные наглядные сигналы становятся помехой в работе семилетнего ребенка.
Для формирования полноценной учебной деятельности как произвольной, сознательно выполняемой необходимо а) работать над формированием внутренней мотивации (как?); б) учить планировать собственные действия (как?); в) учить контролировать собственные действия (как?).
Важно поддерживать активность и самостоятельность ребенка. Это напрямую зависит от стиля отношения воспитателя с группой (воспитатель как попутчик или костыль). Этому же способствуют и творческие задания, в которых, во-первых, ребенку надо что-то придумать самому, во-вторых, эти задания не обязательны и делают их по желанию. Для детей с низким уровнем активности требуется поддержка его начинаний со стороны учителя, вплоть до физической поддержки.
Дети семилетнего возраста не имеют предварительного плана своих действий, поэтому перед выполнением любого задания требуется проговорить, что и как будет делать ребенок (обсуждение замысла рассказа, плана рисунка и т.п.). Эта работа подчиняется общей логике формирования любых умственных действий: демонстрация образца; выполнение под руководством взрослого, внешне речевой этап регуляции (может содержать два подэтапа - проговаривание вместе со взрослым и самостоятельное проговаривание вслух); выполнение действий с использованием внутренней речи и автоматизированное выполнение действия.
Эффективное взаимодействие с семилетним ребенком возможно только в том случае, когда педагог точно определил зону актуального и ближайшего развития каждого конкретного ребенка.
Особенности правового воспитания в школе
Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме, в период респ ...
Виды и основные элементы насечек
Насечки на поверхности напильника образуют зубья, которые снимают стружку с обрабатываемого материала. Зубья напильников получают на пилонасекательных станках с помощью специального зубила, на фрезер ...