В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
-объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Работа над проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта.
Проект – это результат скоординированных совместных действий учителя и учащихся. Работа над проектом проходит поэтапно. Деятельность участников проектирования на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы.
План проектной деятельности учащихся и учителя на разных этапах работы
Учитель |
Учащиеся |
1 этап – поисковый (погружение в проект) | |
Формулирует: |
Осуществляют: |
проблему проекта; |
личностное присвоение проблемы; |
сюжетную ситуацию; |
вживание в ситуацию; |
цель и задачи |
принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2 этап – конструкторский (организация деятельности) | |
Организует деятельность – предлагает: |
Осуществляют: |
организовать группы, распределить амплуа в группах; |
разбивку на группы, распределение ролей в группе; |
организовать поиск различных идей и вариантов |
поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов); |
выбрать наилучший вариант (идею) |
выбор лучшего из них на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и других факторов; |
спланировать деятельность по решению задач проекта; |
планирование работы; |
подобрать материал и инструменты для решения задачи проекта |
подбор материалов и инструментов; |
пути нахождения недостающих знаний; |
«добывают» недостающие знания; |
возможные формы презентации результатов. |
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3 этап – технологический (осуществление деятельности) | |
Не участвует, но: |
Работают активно и самостоятельно: |
консультирует учащихся по необходимости; |
каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
ненавязчиво контролирует; |
консультируется по необходимости; |
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. |
подготавливают презентацию результатов. |
4 этап – заключительный (презентация) | |
Принимает отчет: |
Демонстрируют: |
обобщает и резюмирует полученные результаты; |
понимание проблемы, цели и задач; |
подводит итоги обучения; |
умение планировать и осуществлять работу; |
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; |
найденный способ решения проблемы; |
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др. |
рефлексию деятельности и результата. |
Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие ...
Новые педагогические технологии
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно – образовательного процесса, нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно называ ...