В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Композиция – это сочинение на заданную или свободную тему, выраженное средствами изобразительного искусства со смысловой и пластической взаимосвязью.
Процесс изучения композиции в изобразительном искусстве предполагает вдумчивый анализ, проявление самостоятельности мышления при обсуждении собственных практических работ и произведений искусства. Ученику необходимо объяснить и отстоять свое собственное представление о художественном образе, используя весь свой жизненный опыт. Работа над тематической композицией – требует использования ассоциативных связей, которые являются одной из ступеней развития воображения и творчества.
В работе необходимо развивать глазомер, чувство пропорциональности, умение сравнивать, выделять главное, обобщать.
Таким образом, работа по тематическому рисованию на уроках изобразительного искусства предстает как эффективное средство для воспитания и развития личности ребенка.
Исследовательская работа показала, что системный подход в работе, использование методов наглядного обучения, метода показа учителем приемов работы художественными средствами; многократный возврат к теме «Композиция» через разнообразные формы работы такие, как наброски – линейные, линейно-конструктивные, зарисовки, работа мягкими материалами, копирование; сочетание практических работ с лекциями, беседами, докладами, просмотрами слайдов по данной теме, повышает качество детских работ, дает понимание всех законов и принципов композиционного рисования, формирует композиционные навыки у учащихся.
Исходя из рассмотренных выше теоретических основ по тематическому рисованию была разработана и апробирована система уроков, направленная на развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе тематического рисования на уроках изобразительного искусства. Эта система упражнений составила основу формирующего эксперимента. Во время проведения формирующего эксперимента нами были созданы условия, обеспечивающие направленность художественно-творческой деятельности на развитие навыков в процессе работы над тематической композицией.
Контрольный эксперимент на основе контрольного теста выявил, что созданные нами условия и использование приведенной выше системы упражнений на уроках изобразительного искусства привело к развитию композиционных навыков учащихся, повышению интереса к теме «Композиция».
Тем самым мы решили поставленные задачи и достигли цели своего исследования.
тематический рисование композиция педагогический
Параметры наблюдения (ученики среднего звена моу фсош № 1 – экспериментальная группа)
№ п/п |
Фамилии учащихся |
Память |
Активность |
Воображение |
Внимание |
Умение проводить анализ |
Абдуллаева Гуля |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
Бойко Кристина |
- |
+ |
+ |
+ |
- | |
Волкова Анастасия |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
Дробкова Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Исаев Артур |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
Колесова Елена |
- |
- |
- |
- |
- | |
Лазарев Влад |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Мухамадиева Раиля |
+ |
- |
- |
- |
- | |
Носков Сергей |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Нагацкая Анна |
+ |
- |
- |
+ |
- | |
Панов Влад |
- |
+ |
+ |
- |
+ | |
Романова Ксения |
- |
+ |
- |
- |
- |
Ведущая деятельность обучаемых младшего школьного возраста
В возрасте 7-10 лет у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выра ...
Рекомендации по организации коррекционной
работы с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений
Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводились на логопедических занятиях, воспитательских занятиях, когда дети занимаются лепкой, шитьем по контуру, вырезанием из бумаги, рисованием. Под ...