В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Проведение констатирующего эксперимента
Цель:
Выявить наличие или отсутствие детей с аффективным поведением в группе.
Методика констатирующего эксперимента.
Опираясь на методику психолога-исследователя А.И. Захарова я определила направления, по которым, с моей точки зрения, можно выявить детей с аффективным поведением в группе.
I. Наблюдение за поведением ребенка в игре; в общении со сверстниками; на занятии.
Наблюдая за поведением детей, я обращала внимание на следующие параметры их проявления:
1. частые вспышки ярости, гнева.
2. низкий уровень произвольного поведения.
3. не могут включиться в коллективную игру, занятие.
4. не могут переключить внимание с одной ситуации на другую.
5. в конкретной ситуации не знают как поступить.
II. Изучение рисунков детей.
Для того, чтобы лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира я использовала методику изучения рисунков детей, предложенную психологом- исследователем А.И. Захаровым.
Для рисования я предложила детям две темы:
1. «В детском саду» (дети аффектики обычно на рисунке изображают мало сверстников или сверстники отсутствуют совсем.
2. «Семья» - (эта тема способствует выявлению взаимоотношений в семье, отношение ребенка к автотранспорту, его привязанность к родителям).
III. Беседа: «Как бы поступил мальчик» .
( Поможет выявить аффективные проявления: дети аффектики обычно решают ситуацию трагично).
IV. Работа с родителями.
Беседа.
1. Чем любит заниматься Дима дома?
2. Часто ли случаются у Димы вспышки гнева, ярости, капризы, слезы? По какой причине?
3. Когда вы гуляете с Димой на улице замечаете ли вы, чтобы он забирал игрушки у других детей?
Описание работы с детьми во время констатирующего эксперимента
Наблюдая за поведением детей группы, я особое внимание уделила Урожаеву Диме, так как он выделялся из всех детей группы своим особым поведением.
Цель: выявить особенности поведения Урожаева Димы.
I. Наблюдая за Димой в разных видах детской деятельности, я увидела следующее:
- ребенок повышенной активности (Дима и минуты не может усидеть спокойно).
- в случае неудовлетворения каких-либо желаний или потребностей (например: не досталось желаемой игрушки, не приняли в игру) у Димы проявляются вспышки ярости, гнева (бьет детей, бросается на пол, бьет ногами о пол).
- Диме не удается включиться в коллективную игру, так как он не умеет играть и старается диктовать свои условия.
- во время самостоятельной игровой деятельности детей Дима отбирает понравившиеся игрушки у детей группы.
- сюжет игры «Шоферы» у Димы прост. Он играет с машиной. Эта машина обычно попадает в аварии, врезается в кубики.
- во время игры детей со строительными материалами, Дима пытается разрушить постройки детей.
II. Я предложила детям нарисовать всех, с кем живет ребенок.
При анализе рисунков я учитывала порядок и близость расположения фигур, что говорит о взаимоотношении в семье и указывает на лидера. Так же учитывала место, где находится ребенок: между родителями или рядом с одним из них – это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Если сам ребенок отсутствует на рисунке, то это говорит о том, что ребенок не видит себя в рамках семьи.
Изучая рисунки на тему: «семья», я обратила особое внимание на рисунок Димы Урожаева.
Дети группы рисовали разное: себя в окружении родителей, сестер, братьев. А Дима не изобразил себя на рисунке и фигуры родителей изобразил очень мелко – это говорит о том, что ребенок не видит себя в рамках семьи.
Изучая рисунки детей на тему: «В детском саду», я так же обратила внимание на рисунок Димы Урожаева.
Если другие дети группы изображали себя в окружении сверстников, воспитателя, игрушек, то Дима не изобразил ни одного сверстника вокруг себя.
III. В беседе я предложила Диме ситуацию: «В группу воспитатель принесла интересные игрушки, но игрушек было мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь, как поступит мальчик?
Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных
блоков
I. Информационно- аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание ...
Движущие силы педагогического процесса
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Из-за чего при о ...