Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами тематического рисования

Педагогика и воспитание » Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами тематического рисования

Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение школьников изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает школьникам в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни. Эстетика труда и природы, духовного мира человека, его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества- все осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. Результат этого освоения, рефлексия ребенка, наиболее полно отражается на уроках композиционно тематического рисования.

Знания, умения, навыки, полученные на уроках ИЗО, композиционно образное мышление ребенка, его мироощущение – выливаются в настоящий творческий процесс по созданию композиции на уроках тематического рисования, приобщают ребенка к таинству создания произведения искусства.

Данная выпускная квалификационная работа обосновывает важность развития композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами тематического рисования. Тематический рисунок – своеобразный итог совместной творческой работы учителя и ученика, умение композиционно мыслить развивает мышление учащихся в целом, способствует развитию воображения, творческой свободы учащихся. Возникающая в связи с этим проблема методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе отличается сложностью и остротой. В последнее время появилось много публикаций о методах обучения искусству, и в целом о методике преподавания изобразительного искусства, большинство из которых посвящены обобщению собственного опыта педагогами, не имеющих специального образования или некий синтез уже имеющихся методик и собственных гипотез не подтвержденных ни экспериментом, ни исследованием, ни опытом деятельности.

Изучение литературы показало, что основополагающие положения преподавания искусства по законам искусства изложены в концепции художественного образования Б.М. Неменского.

Однако работы, целостно анализирующие сущность и структуру художественно-педагогической деятельности, выявлены не были. Недостаточно изучены компоненты готовности к художественно-педагогической деятельности. Не раскрыты способы, позволяющие формировать художественно-педагогическую деятельность в процессе освоения учащимися содержания конкретных предметов учебного плана.

Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями:

между необходимостью развития опыта композиционных навыков а также художественно-творческой деятельности учащихся и нацеленностью уроков изобразительного искусства на передачу знаний об искусстве.

Из противоречий вытекает проблема исследования: определение педагогических условий обеспечивающих развитие навыков над тематической композицией у учащихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства.

Противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами тематического рисования».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать, что развитие композиционных навыков будет эффективным при условии грамотного использования учащимися художественно-выразительных средств в создании композиции на тему.

Объект исследования: процесс работы над тематической композицией учащимися среднего звена.

Предмет исследования: формы и методы композиционно тематического рисования в среднем звене общеобразовательной школы. Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена.

Гипотеза исследования: развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена на уроках изобразительного искусства будет более эффективным, если будут созданы следующие условия:

обеспечить направленность художественно-творческой деятельности на освоение художественно-выразительных средств в процессе работы над тематической композицией;

разработать серию уроков, направленных на развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

Раскрыть теоретические основы композиции, изучить ее основные законы и принципы.

Рассмотреть особенности формирования композиционных навыков в процессе тематического рисования у учащихся среднего звена.

Раскрыть особенности работы по созданию тематической композиции.

Провести опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие и формирование композиционных навыков в процессе тематического рисования учащимися среднего звена общеобразовательной школы.

Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена.

Экспериментально подтвердить эффективность проведения серии уроков по теме «Композиция».

Методологическую основу исследования составили: теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский); положения методики изобразительного искусства, композиции и декоративно-прикладного искусства (Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.С. Комарова); положения теории творчества и художественной деятельности личности (Л. С. Bыготский, М. С. Каган, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова и др.).

Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ директивных и нормативных документов (государственные образовательные стандарты, программы по изобразительному искусству), синтез, сравнение, обобщение, проектирование и др.), а также эмпирические методы исследования (психолого-педагогический эксперимент, изучение и анализ документации и результатов деятельности, наблюдение, тестирование, беседа, опрос), математические методы проверки гипотез.

Теоретическая значимость исследования:

- теоретическая значимость исследования заключается в изучении обобщении и систематизации теоретических положений касающихся развития композиционных навыков средствами тематического рисования учащихся среднего звена.

Практическая значимость исследования:

- практическая значимость состоит в том, что теоретические положения, выводы, научно- методические, диагностические материалы и рекомендации по развитию можно применять в практической деятельности учителей для обучения школьников среднего звена.

Цель данной главы: раскрыть сущность основных педагогических явлений и психологических процессов, изучаемых в работе, провести анализ научных сведений по истории развития тематической композиции, определение ее основных жанров, принципов художественного иллюстрирования и видов тематического рисования. Дать трактовку основным понятиям композиции и видам тематического рисования, их приемам и выразительным средствам. Изучить возрастные и психологические особенности учащихся среднего звена.

Нюансы образования:

Специфика развития критического мышления школьников на уроках, практикуме и практических работах по географии
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» нами был разработан применительно к уроку по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на ...

Диагностика уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста
В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам приобретает опыт дружеских взаимоотношений в среде сверстников. Продолжается работа и по воспитанию вежл ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru