В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук;
- комплект для рисования по количеству детей: кисточкая. Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, альбомный лист.
- демонстрационный материал:
- комплект картинок "Природные явления. Дождь", аудиозапись "Шум дождя", мольберт, дидактическая игрушка Зайчонок.
Ход занятия
Организационный момент – звучит аудиозапись "шум дождя", дети встают перед учителем в полукруг. | |
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Ребята, сегодня у нас в гостях наш любимый друг Зайка. |
(Дети здороваются с воспитателем и Зайчиком) |
- А почему вы такие хмурые? Давайте мы улыбнемся Зайчику, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: "Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!" |
(Дети повторяют за учителем). |
- Ребята, а что же это у нас шумит? |
- Машина проезжает. Ветер на улице шумит. Дождь идет |
- Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается) | |
-Ребята, а вы знаете откуда берется дождик? |
- С неба капает. Из тучки берется |
- Правильно , из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? |
- Я не знаю. И я не знаю, но хочу узнать |
Основная часть | |
- Ребята, наш друг Зайка согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам. |
(Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки) |
-Ребята, скажите пожалуйста, что у нас на подносе? |
-Губки |
- Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка? |
- На кирпичик, на тучку |
- Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из "тучки" водичка или нет? |
(Дети берут губку-тучку и сжимают в руке). |
- Почему не идет водичка? |
- Нет в ней водички, губка сухая |
- Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по 2 стаканчика. А какого цвета стаканы? |
-1 стакан белый, другой – прозрачный |
-Молодцы, правильно. А сколько воды в белом стаканчике, ребята? |
- немножко, мало |
- А в прозрачном стаканчике? |
- полный стакан, много |
- Правильно. В белом стаканчике мало воды, а в прозрачном – много. Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку? |
-ничего не произойдет; начнет капать вода |
- А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. |
(Дети проверяют свои предположения опытным путем). |
- Получается дождик. А скажите пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? |
- слабый |
-Положите губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите прозрачный стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать? |
- польется много воды |
- А почему много воды польется? |
- потому что губка пропитала много воды (дети проверяют свои предположения) |
- Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Капельки становятся слишком тяжелыми для тучки и выпадают дождем. А теперь какой дождь получился? |
- большой; сильный |
- Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. Спасибо нашему Зайке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик. И давайте мы с Зайчиком поиграем. Игра называется "Тучка и капельки" | |
Физкультминутка. (Проводится подвижная игра "Тучка и капельки". Дети-капельки, учитель-туча. | |
- Дети – капельки летите. И всю землю напоите. |
(дети бегают врассыпную под музыку) |
- Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам - динь, динь. По корягам - буль, буль. По осоке - ш-ш. |
(дети передвигаются " паровозиком") |
- Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились |
(дети бегут к воспитателю) |
- А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь. Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь. |
(дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка) |
- Ребята, что вы видите на своем листочке? |
- голубое небо, голубая тучка |
- Правильно, тучку. А теперь все возьмите кисточку тремя пальцами так, чтобы она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе. Девочки рисуют проговаривая "кап, кап, кап" пунктирные линии. А мальчики рисуют сплошные линии, не отрывая кисть от листа. Воспитатель на мольберте рисует сильный и слабый дождь). Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения. Звучит аудиозапись "Шум дождя" |
( дети рисуют, повторяют за учителем) |
1. Дождик, дождик, веселей!. Капай, капай, воду лей! На цветочек, на листок. Кап, кап, кап! Тучка в небе синяя, - капай дождик сильный! 2. Русская народная попевка "Дождик". Дождик, дождик, пуще. Дам тебе гущу. Дадим тебе ложку, хлебай понемножку. | |
Заключительная часть | |
- Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы! | |
- А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Зайкой? |
- Дождик берется из тучки; бывает сильный дождь; и слабый дождик бывает |
Формирование и развитие творческих способностей младших школьников
В данном подразделе раскрываются особенности формирования развития творческих способностей младших школьников. В связи с этим раскрываются такие понятия, как «творчество», «способности», «творческие ...
Институт благородных девиц
Долгое время слово “институтка” вызывало ассоциации лишь с чем-то жеманным, пронафталиненным и нежизнеспособным. А сегодня все чаще в рекламе учебных заведений встречается словосочетание “институт бл ...