В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Увеличение умственной нагрузки на уроках окружающего мира заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к обществознанию у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться развить познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Цель: определить эффективность использования дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках обществознания в начальных классах.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;
разработать, апробировать серию дидактических игр на уроках окружающего мира в начальных классах;
определить эффективность использования дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах.
Предмет исследования: использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах.
Методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме, реферирование, анализ педагогического опыта.
Методологическую основу составили труды известных ученых JI.C. Выготского, Бабанского Ю.К, Бондаревского В.Б., Гамезо М. В., Петровой Е. А., в которых рассматриваются вопросы сущности познавательного интереса, его структура, пути и способы активизации. Г.И.Щукина, Газман О.С., Петрова И. А. и Кабанова Л. В. рассматривают вопросы использования дидактических игр в образовательном процессе.
Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обра ...
Знакомство с простой задачей
Различные учебники знакомят детей с простой задачей в разное время традиционный учебник системы 1-4(в прежнем издании) предлагал делать это в декабре 1-го класса, отводя на подготовительный период 3 ...