В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
По мнению Борзовой Л.П., дидактические игры - "игры, специально предназначенные для реализации целей обучения".
Дидактические игры - соревнование или состязание между учащимися по заранее согласованными правилам (игры), используемые для достижения определенных дидактических целей.
Игра дидактическая - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра - это соревнование или состязание между учащимися по заранее согласованными правилам (игры), используемые для достижения определенных дидактических целей.
Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра предметная - детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению.
Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли в специально создаваемых ими сюжетных условиях. Игра символическая - игра , в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.
Игра сюжетная - игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.
Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер.
Классификация дидактических игр:
Игры с правилами.
Ролевые игры.
Комплексные игровые системы .
Кроме общих классификационных моделей есть множество иных, где игра рассматривается с других точек зрения, поскольку игра пересекается с
разными явлениями человеческой жизни: творчеством, досугом, общением, обучением и т.д.
В зависимости от дидактических целей игры можно разделить по структурным элементам урока:
а) игры для изучения нового материала;
б) игры для закрепления;
в) игры для проверки знаний;
г) обобщающие игры;
д) релаксационные игры – паузы.
Дидактическая игра по окружающему миру является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках, но также и в процессе изучения других учебных дисциплин и из жизненного опыта.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания:
игры на основе устного изложения учебного материала;
игры на основе работы с наглядностью;
игры на основе практической работы школьников.
При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделить игры по количеству участников на групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
Игры-путешествия
Игры-поручения
Игры-предположения
Игры-загадки
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное
раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры- путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Развивающее обучение решению математических задач
На современном этапе образования под развивающим обучением понимается обучение младших школьников общим приемам умственной деятельности, а на уроках математики – общим приемам по усвоению математичес ...
Антонимические ряды и их виды
Слова – антонимы, как и синонимичные слова, нередко образуют в языке и речи группы единиц, семантически близких по функции противопоставления. Как было отмечено выше, понятие об антонимах возникает л ...