В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. Среди множества вопросов, обсуждаемых в связи с изучением информатики в начальной школе, постоянно фигурирует и проблема использования (или не использования) компьютера в обучении младших школьников. Но сегодняшние реалии жизни таковы, что компьютеры окружают нас везде и всюду, становятся таким же обыденным предметом, как телевизор или магнитофон. И рано или поздно (скорее, все же рано) дети начинают использовать компьютер – использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Причем очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте. Поэтому проблема должна быть однозначно решена в пользу применения компьютера в начальной школе. Вопрос же сводится к поиску подходящих методик преподавания.
Если обратится к опыту тех стран, где компьютеры распространились раньше России, например США, то мы увидим, что там в свое время (10 лет назад) пришлось решать аналогичные проблемы. И решены они были в пользу применения компьютера, но с соответствующими высококачественными, проверенными и апробированными программными средами, разработанными специально для малышей. Тогда проводились исследования педагогов, психологов, медиков, которые показали, что использование компьютера – щадящее здоровье ребенка, разумное по целям – не является вредным, а наоборот, эволюционно развивает личность ребенка. Мы сейчас приходим к тем же выводам, что уже были получены ранее, хотя и иными средствами, в других странах. Книга Д. Солпитер «Дети и компьютер» посвящена вопросам использования компьютера для обучения детей младшего возраста (даже с 3 лет). Нельзя не согласиться с таким выводом этого автора: «компьютеры отнюдь не являются каким-то волшебным средством… Просто следует понимать, что при наличии соответствующего программного обеспечения компьютер может оказать весьма положительное влияние на отношение вашего ребенка к учебе и его способность постигать и любить окружающий мир». В этой книге подробно рассмотрены как положительные стороны применения ПК, так и возможные негативные воздействия компьютеров на здоровье детей, а также описаны защита от таких воздействий, безопасное поведение за компьютером, способы выбора наилучших моделей (того времени).
Хотелось бы учитывать этот полезный опыт, чтобы не тратить время на «изобретение велосипеда», а решать те проблемы, которые возникают у нас сегодня. Сложность состоит именно в щадящем здоровье ребенка использовании компьютера, строго по возрастным нормам, в таком вплетении практических занятии в ткань урока, чтобы компьютер развивал личность, а не отуплял, как это бывает при бесконтрольных детских играх в «стрелялки». Опыт, описанный в публикациях журнала «Информатика и образование», показывает, что многие педагоги нашли такие методики и успешно используют компьютеры на уроках русского языка в начальной школе. И все эти учителя могут подтвердить, что именно практические занятия с компьютером становятся для ребенка прекрасным стимулом к занятиям информатикой вообще.
Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.
Проведение компьютерных уроков не должно носить случайный характер, их эффективность обеспечивается системой работы. Это возможно при наличии программно-методического комплекса по предмету, который содержательно соответствует школьной программе по данному курсу. Требования к программному обеспечению:
ПО должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, т.е. работа с программой должна длиться не более 10–15 минут;
ПО должно соответствовать методическим особенностям данного курса;
программа должна иметь удобный и понятный интерфейс пользователя;
программа не должна содержать излишних игровых моментов, которые могут снизить значение содержательной части программы;
загрузка программы не должна занимать много времени.
Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактиче ...
Педагогическое воздействие
Субъект-субъектное взаимодействие устанавливается между людьми при условии равных прав и возможностей для реализации ими своего индивидуального и неповторимого "Я". В силу возрастных особен ...