В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
- усвоение обучающимися новых знаний, навыков и умений в связи с ранее изученным, закрепление и совершенствование их;
- учет эффекта тренировки и систематическое поддержание усвоенных знаний, навыков и умений на высоком уровне;
- максимальное комплексирование учебных дисциплин в ходе занятий и учений;
- систематическое руководство познавательным трудом пограничников в ходе занятий и самостоятельной подготовки;
- систематический и действенный контроль за организацией и результатами учебного процесса.
Обучение на высоком уровне трудностей. Эффективность и качество учебного процесса во многом зависят от того, с каким напряжением сил личный состав овладевает знаниями, навыками и умениями. Принцип обучения на высоком уровне трудностей отражает зависимость уровня интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности.
Объективная необходимость данного принципа обусловливается рядом факторов.
Во-первых, наукой установлено, что знания, навыки и умения успешно приобретаются тогда, когда обучаемые сознательно преодолевают трудности учебы, прилагают значительные усилия в достижении намеченной цели. В зависимости оттого, как и какие предоставляются трудности в обучении, развиваются познавательные способности обучаемых, формируется их готовность преодолевать новые трудности, решать более сложные задачи.
Во-вторых, бурное развитие военного дела, постоянный рост объема знаний, навыков и умений объективно требуют повышения усилий в учебе. Интересы совершенствования пограничного мастерства, обеспечения постоянной боевой готовности обязывают весь личный состав учиться с полным напряжением сил.
В-третьих, современная концепция охраны границы России предъявляет повышенные требования к готовности личного состава решать служебно-боевые задачи.
Основы данного принципа были сформулированы еще великим русским полководцем А.В. Суворовым. Известно, что суворовские учения были тяжелы. Они требовали от солдат огромного напряжения физических и моральных сил. «Тяжело в ученье, - говорил полководец, - легко в походе; легко в ученье - тяжело в походе».
Сущность рассматриваемого принципа состоит в том, чтобы организация, содержание обучения ставили обучаемых в такие условия, при которых они овладевали бы знаниями, навыками и умениями с максимальным напряжением умственных и физических сил. Это достигается прежде всего путем планирования учебного процесса. Программы и планы боевой подготовки определяют объем и содержание обучения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.
Реализация рассматриваемого принципа в обучении личного состава заставы (подразделения) обеспечивается соблюдением ряда требований. К ним следует отнести:
- отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом познавательных и физических сил обучаемых;
- наращивание трудностей от занятия к занятию при ориентировке на наиболее подготовленную часть пограничников;
- оказание индивидуальной помощи отстающим, внушение им уверенности в своих силах;
- поощрение воинов, показывающих постоянные успехи в учебе, успешно овладевающих пограничным и боевым мастерством;
- развитие духа состязательности при выполнении учебных задач и нормативов;
- основательную теоретическую и практическую подготовку руководителя занятий, умение четко организовать и вести обучение, переходя от неизвестного к известному, от менее трудного к более трудному, от менее сложного к более сложному.
Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями предполагает такое их усвоение, когда они становятся достоянием воинов, когда они могут всегда использоваться ими как в учебных, так и в служебно-боевых целях. Стало уже аксиомой требование военной педагогики XVIII о том, что тот солдат, который все еще должен порыться в памяти или в уме, чтобы понять, чего требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем пользы.
Педагогическое сопровождение элективного курса
Педагогическое сопровождение основывается на принципах системности, актуальности, прогностики, комплексности решения образовательных проблем, гуманизации образования, и должно быть направлено на реше ...
Анализ методической системы изучения массы и единиц ее измерения в
начальной школе
Первое представление о том, что предметы имеют массу, дети получают в своей жизненной практике еще до школы: "Не бери, это для тебя тяжело"; "Возьми, он легкий". Взяв в руки предм ...