В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
- усвоение обучающимися новых знаний, навыков и умений в связи с ранее изученным, закрепление и совершенствование их;
- учет эффекта тренировки и систематическое поддержание усвоенных знаний, навыков и умений на высоком уровне;
- максимальное комплексирование учебных дисциплин в ходе занятий и учений;
- систематическое руководство познавательным трудом пограничников в ходе занятий и самостоятельной подготовки;
- систематический и действенный контроль за организацией и результатами учебного процесса.
Обучение на высоком уровне трудностей. Эффективность и качество учебного процесса во многом зависят от того, с каким напряжением сил личный состав овладевает знаниями, навыками и умениями. Принцип обучения на высоком уровне трудностей отражает зависимость уровня интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности.
Объективная необходимость данного принципа обусловливается рядом факторов.
Во-первых, наукой установлено, что знания, навыки и умения успешно приобретаются тогда, когда обучаемые сознательно преодолевают трудности учебы, прилагают значительные усилия в достижении намеченной цели. В зависимости оттого, как и какие предоставляются трудности в обучении, развиваются познавательные способности обучаемых, формируется их готовность преодолевать новые трудности, решать более сложные задачи.
Во-вторых, бурное развитие военного дела, постоянный рост объема знаний, навыков и умений объективно требуют повышения усилий в учебе. Интересы совершенствования пограничного мастерства, обеспечения постоянной боевой готовности обязывают весь личный состав учиться с полным напряжением сил.
В-третьих, современная концепция охраны границы России предъявляет повышенные требования к готовности личного состава решать служебно-боевые задачи.
Основы данного принципа были сформулированы еще великим русским полководцем А.В. Суворовым. Известно, что суворовские учения были тяжелы. Они требовали от солдат огромного напряжения физических и моральных сил. «Тяжело в ученье, - говорил полководец, - легко в походе; легко в ученье - тяжело в походе».
Сущность рассматриваемого принципа состоит в том, чтобы организация, содержание обучения ставили обучаемых в такие условия, при которых они овладевали бы знаниями, навыками и умениями с максимальным напряжением умственных и физических сил. Это достигается прежде всего путем планирования учебного процесса. Программы и планы боевой подготовки определяют объем и содержание обучения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.
Реализация рассматриваемого принципа в обучении личного состава заставы (подразделения) обеспечивается соблюдением ряда требований. К ним следует отнести:
- отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом познавательных и физических сил обучаемых;
- наращивание трудностей от занятия к занятию при ориентировке на наиболее подготовленную часть пограничников;
- оказание индивидуальной помощи отстающим, внушение им уверенности в своих силах;
- поощрение воинов, показывающих постоянные успехи в учебе, успешно овладевающих пограничным и боевым мастерством;
- развитие духа состязательности при выполнении учебных задач и нормативов;
- основательную теоретическую и практическую подготовку руководителя занятий, умение четко организовать и вести обучение, переходя от неизвестного к известному, от менее трудного к более трудному, от менее сложного к более сложному.
Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями предполагает такое их усвоение, когда они становятся достоянием воинов, когда они могут всегда использоваться ими как в учебных, так и в служебно-боевых целях. Стало уже аксиомой требование военной педагогики XVIII о том, что тот солдат, который все еще должен порыться в памяти или в уме, чтобы понять, чего требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем пользы.
Серия занятий по развитию творческого воображения детей
При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы: 1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала; 2) неограниченность временными рамками; 3) положительное при ...
Специфика работы социального педагога с семьёй
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Со ...