В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
К.Д. Ушинский уделял много внимания проблеме наглядности, которую он понимал как восприятие всеми органами чувств. Он писал: «Паук потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится ни одним когтем, а множеством их: оборвется один - удержится другой . Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче вспоминаются».
Давая конкретные рекомендации учителю, КД Ушинский писал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще ., а отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях о словах, а на конкретных образах непосредственного восприятия ребенка».
Необходимость наглядности в обучении обусловлена тем, что «живое созерцание» - зрительные, слуховые, осязательные и т.п. ощущения и восприятия являются началом всякого познания, в том числе и познания в процессе обучения. На основе ощущений и восприятий у обучающихся возникают конкретные представления и образы предметов и явлений реального мира.
При обучении личного состава заставы применяются следующие виды наглядности:
- натуральная или естественная наглядность: реальные образцы оружия, техники, приборов, аппаратов, снаряжения и пр.;
- изобразительная наглядность: мишени, макеты, имитаторы, стенды, схемы, диафильмы, плакаты, таблицы и др.;
- словесно-образная наглядность: яркие словесные описания боевых действий, эпизодов, подвигов героев, использование сравнений, эпитетов и др.
При использовании средств наглядности следует учитывать следующие общие требования принципа:
- использовать на занятии такие наглядные пособия, которые дают возможность обучающимся глубоко усвоить главную идею занятия, углубить знания, развивать умения и навыки;
- прибегать к использованию наглядных пособий по мере предъявления учебного материала;
- руководить наблюдением через разъяснение его цели и порядка, показ основного, главного, привлечение внимания к средствам наглядности;
- чаще использовать доску и мел для демонстрации схем, графиков, диаграмм в целях активизации внимания обучающихся, повышения их интереса к учению, лучшего понимания учебного материала.
Принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучении обусловлен как целями обучения, так и научной логикой изучаемых предметов и закономерностями развития мышления обучаемого. Я.А. Коменский считал важным излагать ребенку учебный материал в виде четкой системы основных положений. Он создал и соответствующие правила: идти от фактов к выводам, от примеров к правилам; от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. Касаясь этого же принципа, К.Д. Ушинский писал: «Только система . дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не понимает, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящике пусто».
Этот принцип требует последовательно, в строго логичном порядке излагать воинам учебный материал, систематически руководить учебным трудом обучающихся, добиваться усвоения ими системы знаний, навыков и умений. Опыт показывает, что трудно, а в некоторых случаях невозможно овладеть знаниями и навыками, если они воспринимаются и вырабатываются бессистемно и непоследовательно.
Для достижения систематичности, последовательности и комплексности обучения воинов-пограничников офицеру необходимо соблюдать ряд требований. К ним относятся:
- целеустремленное планирование боевой и общественно-государственной подготовки с учетом оптимальной последовательности изучения учебных дисциплин и наиболее рационального распределения учебного материала по темам;
Исследование организационно-педагогических особенностей
семейного воспитания в современном обществе
Особое место в диагностике психических состояний личности занимают проективные методики, в которых оценка состояния основана не столько на характеристиках протекания деятельности в процессе выполнени ...
Проектирование урока математики, направленного на развитие УУД в условиях
применения технологии проектного обучения
Мною была проведена апробация дипломной работы на базе МБОУ лицей №22 в пятом классе. В данном классе по списку 26 человек, Задание было выдано всему классу, но по причине болезни на уроке присутство ...