В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнение или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
Таким образом, для ответов на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас».
Результаты исследования
Методика 1. Анкетирование
Анкета №1. Восприимчивость педагогов к новому
Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам:
К = 148 / 270 = 0,54.
0,45 < К < 0,65 – низкий уровень.
Таким образом, уровень восприимчивости педагогов к новому является низким.
Анкета № 2. Информационная готовность педагогического коллектива
Все педагоги ответили, что получают информацию об инновациях:
на совещаниях и семинарах;
из средств массовой информации;
на совещаниях в школе.
46, 6 % педагогов получают информацию также из книг по вопросам инноватики и из общения с коллегами в школе.
20 % – из общения с коллегами других школ.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств:
К = 15 / 15 = 1; К > 0,85 – оптимальный уровень.
Таким образом, квалификационная готовность педколлектива к инновациям является оптимальной.
Анкета № 3. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств
Результаты анкетирования показали, что осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить руководствуются в своей инновационной деятельности 20 % педагогов; высоким уровнем профессиональных притязаний, сильной потребностью в достижении высоких результатов – 20 %; потребностью в контактах с интересными, творческими людьми – 53, 3 %; желанием создать хорошую, эффективную школу для детей – 20 %; потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины – 26,6 %; потребностью в лидерстве – 6, 6%; потребностью в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей – 20 %; потребность в самовыражении, самосовершенствовании – 20 %; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенностью в себе 20 %; желанием проверить на практике полученные знания о новшествах – 6,6%; потребность в риске – 0%; материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.д. – 46,6 %; стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным – 40 %.
Закономерности и условия формирования письменной речи у детей старшего
дошкольного возраста
Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по оп ...
Поликультурное воспитание как проблема философии, эстетики, педагогики и
психологии
Чтобы разобраться в поликультурном воспитании, необходимо рассмотреть его основные понятия. Полного согласия в определениях понятий: культура, воспитание, поликультурность и т.д. – ожидать нельзя, т. ...