В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным.
Если раньше безусловными ориентирами образования были: формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни», понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам, то теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить новые элементы в свою деятельность.
Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы школ, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал организации, который включает в себя инновационный потенциал каждого педагога.
Поскольку именно педагоги – основной потенциальный ресурс модернизации школьной жизни, они же могут стать и основным препятствием её осуществления.
Практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать, а зачастую и нежеланием нового, отсутствием мотивации (готовности) к инновациям. Как известно, успех инноваций во многом определяется способностью членов педагогического коллектива к творческой, поисковой деятельности. Особое значение имеет уровень развития у них таких видов мотивации, как мотивация самоусовершенствования (самоактуализации) личности, мотивация достижения, направленность личности на дело.
В связи с этим актуальным является исследование мотивации (готовности) членов педагогического коллектива к инновациям.
Объект исследования: мотивация (готовность) педагогического коллектива к инновациям.
Предмет: уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Цель: выявить уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Задачи:
рассмотреть современные теоретические подходы к проблеме инновационной деятельности в образовательном учреждении;
выявить различные подходы к проблеме мотивации (готовности) педагогов к инновационной деятельности;
исследовать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
Гипотеза исследования: уровень готовности педагогов к инновационной деятельности недостаточно высок.
Научная новизна исследования: Полученные результаты исследования позволят разработать программу повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования: Изучение мотивации (готовности) педагогического коллектива к инновационной деятельности будет способствовать принятию оптимальных управленческих решений при внедрении инноваций.
Теоретическая база исследования. В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений в образовании отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ Юшкозерская школа. В исследовании принимали участие педагоги школы – 15 человек. Исследование проводилось в мае 2009 года.
Методы исследования:
анализ литературы;
анкетирование;
самоактуализационный тест;
методика исследование мотивации достижения;
ориентационная анкета.
Дидактические
функции сети интернет
Создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, стало одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс ...
Исследование организационно-педагогических особенностей
семейного воспитания в современном обществе
Особое место в диагностике психических состояний личности занимают проективные методики, в которых оценка состояния основана не столько на характеристиках протекания деятельности в процессе выполнени ...