В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
На основе анализа сущности творческой активности необходимо обосновать критерии, отражающие свойства этого качества личности. Понятие "творческая активность" воспринимается и усваивается через общее определение "творчество".
Во всех работах отмечается сложность и многоаспектность проблемы творчества. Отличительные черты и критерии творчества рассмотрены в трудах Булычева И.И., Овчаровой Т.Н., Праздникова Т.А., В.М. Логинова и других. Чаще всего определение критерия творчества связывается с его продуктом: творчество - это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Новизна, как критерий творчества, входит почти во все определения и является ключевым словом.
В.И. Андреев справедливо утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры".
Существуют и другие критерии творчества, такие, например, как оригинальность, неочевидность решения, оптимальность, общественно-историческая уникальность и пр. Сложность определения феномена творчества связана с тем, что оно проявляется в различных сферах и, как считает известный исследователь проблемы творчества Я.А. Пономарев, являясь, по сути, творчеством в одной сфере, может представлять собой лишь возможность творчества в другой или вообще не являться таковым.
Одним из основных критериев активности принимают максимальное проявление самостоятельности. Самостоятельность - это способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность может носить и преобразующий, и воспроизводящий характер. При этом воспроизводящая самостоятельность не сопутствует творческой активности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. А индивидуальность формируется при включении индивида в преобразовательную деятельность. Сказанное позволяет утверждать, что творческая активность - это активно мотивированная умственная и практическая деятельность, способность мобилизовать произвольно преобразующий процесс, конструктивную самостоятельность, способность перестраивать схемы действий и решать нестандартные задачи.
Творческую активность личности определяют как совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в процесс создания нового.
Заплатина Е.А. выявила, что основными критериями развития творческой активности младших школьников являются: направленность ребенка на творчество, самостоятельность в творчестве, оригинальность творческого продукта.
По мнению психолога Матюшкина, основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. На основании своих высказываний, Матюшкин определил свои критерии творческой активности учащихся: психологические задатки, способность к концентрации внимания, интеллект, память, воображение, личностный статус, мотивация достижений, привычки, притязания, талант, устремлённость.
Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию.
Основными критериями развития творческой активности, по мнению Бахчагулян С.Г., являются: чувство новизны (способность к прогнозированию социальных явлений, творческое воображение, способность моделировать нестандартные социальные ситуации, способность обнаруживать новые социальные связи); критичность мышления (независимость суждений о социальных явлениях, умение находить причины своих ошибок и неудач в оценке социальных явлений, умение формулировать свои оценочные суждения); способность преобразовать структуру объекта (умение анализировать, выделять главное и второстепенное в социальной сфере, умение описывать и давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать свои взгляды на общество, способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы в решении социальных проблем); направленность на творчество (интерес к творчеству, стремление к творчеству, стремление к лидерству).
К вопросу о роли детских
общественных объединениях в социализации личности подростка
Задачи социального становления личности ребенка являются важным для любого государства. Особенно это важно для общества в период, когда формируется социальный опыт у детей и подростков. От того, каки ...
Представления о поведении субъекта образовательной среды в
отечественных педагогических концепциях XX века
В начале XX века основным типом школы стала начальная школа, в которой сроки и содержание обучения не имели единого образовательного стандарта. Для этого периода было характерно появление гимназий, р ...