В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации».
Мотивация – «базовый объяснительный конструкт психологии личности, позволяющий выявить и описать те аспекты человеческой психики, которые связаны с побуждение субъекта к определенным формам активности». Это “динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость”. Мотивация представляет собой совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы – это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако, мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива (или совокупности мотивов) и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).
Единицей анализа мотивационной сферы личности служит потребность.
Потребность – это «элементарное проявление интенциональной природы психики, благодаря которому живой организм побуждается к осуществлению определенных, качественно специфичных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода». Другой вариант определения: «первичный уровень активности живых существ, основная движущая сила их развития, динамическое образование, организующие и направляющие познавательные процессы и поведение».
Согласно Х. Хекхаузену, потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, в зависимости от обстоятельств, проявляется то в виде мотива, то в виде личностной черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Одним из важнейших в психологии мотивации человеческой деятельности является вопрос о соотношении мотива и потребности.
А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считают, что мотив – это то, что отражается в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности. Причем, в качестве мотива, по мнению А.Н. Леонтьева, выступает не сама потребность, а предмет потребности: мотив – это “опредмеченная потребность”. Потребность побуждает к активности, а мотив – к направленной деятельности.
Согласно предложенной А. Вилюнасом концепции, выделяют три этапа, которые мотив проходит в своем становлении:
1) возникновение потребности;
2) осознание потребности;
3) принятие личностью осознанной потребности в качестве мотива.
Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность. Следовательно, изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают, и в которых они опредмечиваются и конкретизируются. Помимо мотивов и потребностей в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также эмоции, цели, ценностные ориентации, установки, и другие социально-психологические характеристики личности. Так, например, В.Г. Асеев указывает на то, что мотивация теснейшим образом связана с эмоциями, поскольку одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывают на значимость окружающих явлений.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что «мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью. Целью может быть выполнения общественной деятельности, а мотивом – удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности выступает как единство тех целей на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит.
Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой
Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношен ...
Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук
В коррекционной группе детского сада логопед вместе с воспитателями должен регулярно проводить работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. В работе с детьми с ОНР при ...