В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Достаточно полная схема соотношения различных мотивов в побуждении сложных видов деятельности была предложена Б. Додоновым. Согласно данной схеме, деятельность побуждается следующей группой мотивов:
1) удовольствие от самого процесса деятельности;
2) прямой результат деятельности (созданный продукт, усвоенные знания и т.п.);
3) вознаграждение за деятельность (плата, повышение в должности, слава);
4) избежание санкций (наказания), которые угрожали бы в случае уклонения от деятельности или недобросовестного выполнения.
Каждый из этих мотивов может вносить различный вклад в общую мотивацию деятельности, причем как позитивный, так и негативный.
Есть все основания предполагать, что число мотивов, которые активизируются и побуждают к деятельности, определяет общий уровень мотивации. Вместе с тем, как это продемонстрировал Б. Додонов, большое значение имеет вклад каждого отдельного мотива в общий уровень мотивации.
Таким образом, общий уровень мотивации зависит:
от количества мотивов, которые побуждают деятельность;
от актуализации ситуативных факторов;
от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Опираясь на указанную закономерность, руководитель, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен работать в трех направлениях:
1) задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2) увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3) актуализировать ситуативные мотивационные факторы.
Мотивы, побуждающие человека к деятельности, образуют мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.
Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. "Вес" (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.
Впервые об иерархической структуре мотивации заговорил А. Маслоу.
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования (пирамида Маслоу). Потребности показаны в порядке их очередности:
физиологические потребности;
потребности безопасности и защиты;
потребности в эмоциональных контактах;
потребности самоуважения;
потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.
По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что некоторые творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть личности, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от этих ценностей и идеалов.
Кроме того, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребности уважения, а не потребности в эмоциональных контактах. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Сравнительная характеристика педагогической и социально-педагогической
деятельности
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Педагогическая деятельность — это разнови ...
Требования и особенности применения наглядных средств по развитию зрительного
восприятия младших школьников
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения младших школьников в целом. Любые упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и нав ...