Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Поликультурное воспитание как проблема философии, эстетики, педагогики и психологии

Педагогика и воспитание » Формирование поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы » Поликультурное воспитание как проблема философии, эстетики, педагогики и психологии

Страница 1

Чтобы разобраться в поликультурном воспитании, необходимо рассмотреть его основные понятия.

Полного согласия в определениях понятий: культура, воспитание, поликультурность и т.д. – ожидать нельзя, т.к. всякое понятие в социальных науках отражает не застывшее, а постоянно развивающиеся и видоизменяющиеся формы жизни.

Культура – одно из ключевых понятий в поликультурном воспитании.

В научной литературе и в повседневной можно встретить различную трактовку этого понятия. Энциклопедия «Народы России» дает следующее определение этого понятия: «Культура – система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека… Она охватывает все стороны жизни человека – биологической (еда, сон…), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий, пищи…), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение и др.), социальной (коммуникация, социальные отношения)». В данном случае мы имеем дело с расширенным определением понятия «культура», авторы которого стремятся придать культуре всеобъемлющий характер. Словарь Вебстера близок к подобной трактовке: «Культура – а) проявляющаяся в мысли, речи, действиях, реальных вещах общая схема результатов человеческой деятельности, зависящей от способности человека выучивать и передавать знания последующим поколениям с помощью инструментов, языка и системы абстрактного мышления; б) набор принятых взглядов, общественных форм и материальных благ, составляющих отличительную черту комплекса традиций расовой, религиозной или социальной группы; в) комплекс типичных видов поведения или стандартных характеристик, свойственных какой-нибудь конкретной группе, роду деятельности, профессии, полу, возрасту, классу». Известный американский специалист в области поликультурного образования С. Нието отражает современный взгляд, присущий многим ученым мира: «Культура может пониматься как постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрение, создаваемые и разделяемые группой людей, связанных вместе комплексом факторов, которые могут включать общую историю, географическое положение, язык, социальный класс и религию».

В любом социуме есть доминирующая культура (не всегда и не обязательно подавляющая другие) и различимые микрокультуры. Сегодня в российском обществе в качестве доминирующих выступают мужская, русская, православная, рыночная, западно-восточная, массовая и капиталистическо-социалистическая культуры.

О термине «поликультура». Встречающиеся слова «многокультурный», «мультикультурный» и «поликультурный» используются как синонимы, т.к. первая часть этих слов обозначает одно и то же, но имеет разное происхождение – русское, греческое и латинское. В России некоторые исследования данной области знаний получили название мультикультурного или поликультурного, однако легко увидеть, что под этими терминами многие его сторонники имеют в виду полиэтническое или многоэтническое. Между тем последнее отражает хотя и важную, но лишь одну сторону культуры человечества и не отражает всего ее многообразия. Западное сообщество после жарких дебатов и дискуссий, протестов и научных изысканий к 1990-м годам пережило стадию многоэтнической культуры. Оказалось, что при всем его вкладе в нормализацию отношений между этнически разными группами и индивидами оно не привело к окончательной ликвидации конфликтов, насилия и нетерпимости, причины которых лежат не только в этнических, но и в других культурных отличиях. В связи с этим концепция многоэтнического мировоззрения была расширена до многокультурного.

О термине «воспитание». Воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности. В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении целей. С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода во внутренний план) общечеловеческих ценностей. Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознание ими общесоциальных требований и соответствия / несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Гуманизация и обучение иностранному языку
Цель настоящей работы - дать определение понятию гуманизации и связанным с ней понятиям, и рассмотреть опыт экспериментального обучения английскому языку в школе-лицее г.Иваново в 1987-1994 гг. Гуман ...

Психологические основы процесса чтения на иностранном языке
Зависимость восприятия текста от свойств оптического сигнала. Психологические вопросы обучения чтению решаются на основании анализа ряда вопросов: 1) психологических и лингвистических особенностей во ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru