В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
б) мотивы идентификации, аффилиации;
Идентификация с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Данный мотив является особенно актуальным для подростков и молодежи.
Аффилиация – это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение – это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или во всяком случае симпатии) со стороны партнера по общению.
в) мотив самоутверждения, стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация), мотив власти;
Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа. В этом случае при отсутствии интереса к деятельности существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность – к высокой оценке деятельности, к назначению на престижную должность, к славе. Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности – существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Мотив власти – это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) – одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти.
г) мотивы избегания неудач – это побуждения, вызывающиеся осознанием неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности (негативная мотивация);
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
вербальное наказание (осуждение, замечание и т.п.);
материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм) и др.
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только в период их действия.
Негативная мотивация тем сильнее влияет на поведение человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания. Негативная мотивация – достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако он не лишен многих недостатков и нежелательных последствий.
В зависимости от социальной значимости, разделяют просоциальные и узколичные мотивы деятельности . К этой группе относятся мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом.
В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. К просоциальным мотивам относятся: долг, ответственность, понимание социальной значимости деятельности; стремление занять определенную позицию и т. д.
Узколичностные мотивы побуждают к деятельности, направленной на удовлетворение личностью своих потребностей, которые не связаны с интересами общества, социальной группы. К узколичным мотивам относятся: ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком, приносящие выгоду или способствующие достижению психологического комфорта, повышение уровня материального благополучия, повышение культурного уровня и др.
Группы сверстников как микрофактор социализации
Группы сверстников – это объединение детей, подростков, хотя и различающихся по возрасту, объединённые системой отношений, определёнными общими ценностями или ситуативными интересами. Они образуются ...
Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении инноваций в
учебно-воспитательном процессе
Рассмотрим опыт работы преподавателя курса «Основы рыночной экономики» Артемовой Натальи Александровны. Для определения уровня педагогического общения студентов с преподавателем экономических дисципл ...